В 2009 году FIA внесла изменение в регламент конструкции болидов Формулы-1. Были разрешены подвижные элементы, способствующие лучшим аэродинамическим показателям, что напрямую влияет на скорость болидов. Командам разрешалось проектировать машины с подвижным передним антикрылом. Такая особенность элементов позволяет иметь большую скорость на прямых, где удобнее всего проводить обгоны, с учетом действия "слип-стрима" (когда идущий сзади болид имеет больше скорости засчет того, что основной поток воздуха забирает на себя передняя машина, в то время как вторая имеет меньшее лобовое сопротивление). Гонки должны были получить больше обгонов, что добавило бы зрелищности и больше соревновательных моментов.
На верхнем фото обозначены элементы, которые меняли свое положение при нажатии кнопки пилотом.
Изменение угла приводилось в действие электроприводом. На разных болидах он был по-разному спрятан, но на данном фото его все-таки можно усмотреть. На каждом круге пилот мог использовать механизм дважды. Изменение угла допускалось в пределах 6 градусов. Мощность электропривода - 0.5 л.с.
Однако введенное правило не оправдало ожиданий. Поскольку корректировку угла наклона крыла команды могли использовать одинаково, получая преимущество в скорости, в итоге оно сходило на нет: ведь ее использовали все. С 2011 года в королевских гонках введена система регулируемого заднего антикрыла с новыми вводными по правилам. Как это работало?
Теперь регуляции поддавалось только заднее антикрыло, которое добавляло до 12 км/ч на прямой. Только крыло можно было использовать в конкретно назначенный момент: если болид отстает от впереди идущей машины не более чем на 1 сек. Использовать крыло может только догоняющий болид, в тот момент, как обороняющийся имеет возможность открывать его только, если он тоже "в секунде" от оппонента. Кроме того, на каждой трассе есть специально выделенные места, где разрешается применять DRS (Drag Reduction System).
Принцип работы прост: открытое крыло позволяет уменьшить лобовое сопротивление, благодаря этому болид быстрее набирает скорость. В закрытом состоянии крыло выполняет функцию по направлению потоков воздуха за болидом засчет своей формы. В открытом - пропускает потоки воздуха сквозь пластины, из-за чего скорость заметно увеличивается
Выбор размера и веса крыла подбираются инженерами команд, как правило, во время тренировок. Сильно загруженное по весу крыло может увеличивать прижимную силу, вдавливая заднюю часть к земле, чтобы болид легче входил в повороты на высокой скорости (главное преимущество болидов Ф-1 перед остальными машинами). Размер крыла тоже меняется в зависимости от тактики команды (прижим или скорость на прямых), разреженности воздуха и кучи других факторов.
Можем пронаблюдать, какой формат заднего крыла выбирают команды на трассу, требующего большую скорость на прямых, нежели на поворотах, как на городских трассах. В Монце почти нет перепада высот, и очень много прямых, из-за чего это самая быстрая трасса в Формуле-1 с точки зрения максимальной скорости. Лишний вес заднего крыла мешал бы ее развивать.
А вот так выглядят крылья с максимальным загрузом, направленные на больший прижим. Видим, что конструкция имеет уже 2 элемента, а не один. Иногда в конструкцию добавляют и третий элемент.
Новый регламент FIA
В 2026 году система DRS в привычном представлении будет отменена. Подвижные антикрылья останутся, но теперь у них будет 2 режима: открытые оба антикрыла (переднее и заднее) и закрытое состояние обоих. Однако обороняющийся пилот тоже будет ее использовать, поэтому обгонять засчет этой механики станет нереально. На картинках добавлено сравнение двух положений крыльев.
На замену классической DRS придет система MOM (Manual Override Mode). Обгонять теперь можно будет, добавив мощности электромотора, который можно будет включить при соблюдении каких-то условий (пока неизвестно, но, вполне вероятно, тоже нахождение в секунде от оппонента). Электромотор будет добавлять 0,5 Мдж к заряду до 337 км/ч.
К чему приведет новая схема работы DRS, спрогнозировать трудно. Полагаю, что ситуация изменится несильно. В одном месте приглушили мощность ДВС, в другом добавили мощности электродвигателю (ERS). К электрическим двигателям мир авто идет уже давно, поэтому сами изменения не станут каким-то удивлением. Поживем - увидим.