Социально-психологический аспект.
На самом деле родители не хотят ни хороших оценок, ни знаний.
Как бы эгоцентрично это ни звучало, каждый родитель в первую очередь заботится о себе. Стремится стать успешным. Соответственно, дети - это тоже критерий успеха родителя.
Теперь о критериях.
Критерий успешности родителя - дети должны быть устроены в жизни, занять своё "место под солнцем".
Критерий устроенности в жизни - "приличная" работа с "достойной" оплатой.
Критерии "достойности" и "приличности" у людей рознятся, но большинство сходится в одном: работа, на которую можно устроиться, только получив "качественное" образование.
Критерий "качественного" образования у всех один. Хорошая оценка. А лучше - отличная.
Но подавляющее большинство людей - не идиоты, поэтому понимают, что просто цифра в дневнике ничего не значит, нужно объективно качественное образование.
Стереотипно считается, что первоочередной предмет - это математика. Опять же подавляющее большинство родителей сами не понимают этой математики, поэтому не могут оценить качество образования, которое получает ребёнок. (тут есть очень интересный момент, когда родитель понимает математику, но неправильно, я об этом как-нибудь отдельно напишу)
Возникает неопределённость: происходит очень важный процесс (обучение ребёнка), а контролировать его человек не может.
Именно эта неопределённость вызывает самые бурные и яркие проявления родительской "опеки" и контроля за обучением. Вообще, когда человек находится в состоянии неопределённости, он начинает совершать "необдуманные" и очень "странные" поступки.
Напомню, что результат этого процесса напрямую будет критерием его собственной успешности.
Родитель может начать пытаться оценить "качество" образования по своим собственным критериям, которые иногда могут доходить до абсурда. Ну, например, количество домашних заданий, количество раз, сколько учитель вызывал ребёнка к доске и так далее. Все эти критерии количественные и формальные, потому что качественных критериев у родителя нет.
Либо довериться "компетентному" профессионалу. Как правило, это учитель. И если учитель сказал, что ребёнок не способен к математике, значит, тут уже сделать ничего нельзя. Но если ребёнок всё-таки способен, то оценка будет самым важным делом в школе.
Вот как эта кухня устроена изнутри.
Одним словом, родителями, которым нужны оценки, движет очень сильный страх (о котором можно написать не одну книгу). А там, где есть страх, есть огромные возможности для манипуляций. Яркий тому пример - огромное количество родителей, мечтающих об отмене ЕГЭ.
Конечно, из этого есть исключения. Родители, которым вообще плевать на оценки, их интересует именно образование. Таким и на школу плевать, они спокойно детей сами выучат - самые адекватные. Есть родители, которым на школу плевать, им нужна оценка, чтобы поступить ребёнка в "элитное" место. Ну и есть те, кому плевать на детей, потому что у них критерии собственной успешности "неправильные".
* В кавычках я написал те слова, которые каждый понимает по-своему, и от этого понимания зависит место, на котором статья заканчивается.