Комедийная история Ричарда Линклейтера “Я не киллер” (название дословно переводится как “Наёмник”) длится целых два часа, она сдобрена психологическими рассуждениями, романтической любовной линией и актёрскими этюдами Глена Пауэлла (Glen Powell), который исполняет главную роль Гарри Джонсона. Последний пункт является самым лучшим, что присутствует в фильме, потому что его перевоплощения действительно хороши – они смешные и очень разные, он приятно удивил этим.
Сама структура фильма вызывает вопросы – здесь очень много времени отводится на романтику, на разговоры наёмника Гарри Джонсона с клиентами, а самая острая часть занимает последние 40 минут. То есть история очень долго разбегается, оставив всё самое интересное на потом.
Сценарий к фильму написан на основе статьи “Наёмник” (Hit Man) Скипа Холландсворта (Skip Hollandsworth) из газеты Texas Monthly, которая была опубликована в октябре 2001 года. И в фильме действие разворачивается в Новом Орлеане (Луизиана), а не в Хьюстоне (Техас), как в реальной жизни.
Сюжет
Гарри Джонсон (в исполнении Глена Пауэлла), непримечательный преподаватель философии и психологии в Университете Нового Орлеана, живёт в пригороде, водит Honda Civic. Он в разводе, его бывшая жена беременна от другого и выглядит довольной и счастливой. А у Гарри только два кота с необычными кличками – Айди (ID) и Эго (Ego).
За этой неброской внешностью и скромным поведением сложно заподозрить, что Гарри Джонсон хранит секрет. Но его подработкой является внештатный агент в управлении полиции Нового Орлеана. Гарри должен устанавливать аппаратуру для прослушивания подозреваемых, чтобы собирать улики.
Однажды его отправляют на дело вместо киллера Джаспера, которого отстранили на 120 дней. На самом деле, Гарри не должен убивать по-настоящему. Его дело – лишь прикинуться киллером и записать на скрытый аппарат признание от заказчика о своих намерениях об устранении нежелательной для него личности. У Гарри стало хорошо получаться выбивать признания, даже лучше, чем у Джаспера.
Очередной заказчик производит на Гарри Джонсона неизгладимое впечатление – молодая девушка Мэдисон Мастерс (в исполнении Адрии Архоны) хочет устранить своего мужа-тирана, чтобы освободиться от него. Она понравилась Гарри, и он отговаривает её от заказа своего мужа, чтобы она не портила себе жизнь.
У Гарри и Мэдисон начинается роман.
Настоящий Гари Джонсон
Гари Джонсон (Gary Johnson) на самом деле был профессором колледжа. Он подрабатывал ненастоящим наёмным убийцей в городской полиции. Он стал самым востребованным профессиональным убийцей в Хьюстоне, чьи тайные расследования привели к более чем шестидесяти арестам.
Настоящий Джонсон действительно помогал женщине-жертве жестокого обращения, с которой плохо обращался её бойфренд, но нет свидетельств того, что между Джонсоном и ней возникли романтические отношения, как показано в фильме. Однако Джонсон, как и его экранный образ, также испытывал трудности в личной жизни; в статье на сайте Texas Monthly упоминается, что он был женат трижды и его вторая жена описывала его как "одиночку". Она удивлялась, что он может проявить эту другую личность, которая заставляет людей думать, что он злобный убийца.
Психологический подтекст истории
Это комедийная история о том, что нельзя делать выводы о способностях человека только по его скромным внешним данным. Опираясь на сюжет фильма Ричарда Линклейтера, можно сделать вывод, что он откровенно заявляет – под прикрытием преподавателя психологии (условно) может скрываться спецагент. Или наоборот – может, Гарри Джонсон подавлял ‘супергероя’ в себе и предпочитал долгое время вести скромный образ жизни, более безопасный. Оказалось, у него есть скрытый талант, о котором он сам не подозревал – выбивать признания у заказчиков убийства.
Этот сюжет ставит вопросы: в чём разница между истинным тобой и твоей профессией. Кто считает, что знает себя, то есть точно осознаёт, кто он такой. А что, если ваше “я” – это всего лишь сторонняя трактовка о вас.
Так как Гарри Джонсон преподаёт психологию и философию, в повествование включены его высказывания с лекций, где он упоминает такие термины, как самосознание, самость и личность; фрейдистские определения ид и суперэго. Гарри рассказывает своим студентам, что, согласно Юнгу, ид и суперэго находятся в вечной борьбе. Суперэго (сознание) поощряет за правильные поступки; ид побуждает на получение удовольствий без учёта последствий, так как у людей есть примитивные желания; и, конечно, эго – посредник между логикой и инстинктом, законом и беззаконием, “вечно пытается усилить удовольствие, снизив стоимость”. Может, поэтому людям так важны “маски”, так как они помогают курсировать во всех этих сложностях.
Ответ, который подаётся в финале, похож на эту мысль: нужно найти идеальный баланс между внутренним “я” и внешним проявлением, которое вырвалось без стеснения. Для примера на главном герое показано, как креативно он подошёл к реализации своей роли киллера. Он понял, как важно учитывать восприятие людьми своего собеседника. Очень часто важно дать им то, чего они теоретически ждут от общения с тобой – не только практически, но и внешне. То есть присутствует необходимость подстраиваться, или исполнения роли как актёр. Гарри Джонсон и правда каждый раз меняет образ и имя: то он появляется как Патрик Бейтман, то как Шакал (из фильма “День Шакала”) или вообще Тильда Суинтон, то как рэпер, покрытый татуировками. При встрече с Мэдисон он представился Роном, он был в солнцезащитных очках, стильной куртке и с уверенным взглядом. Гарри самому больше нравился выдуманный киллер Рон. Да и отношения с Мэдисон он начал как “Рон”, и именно Рон ей понравился.
Сложность в том, что у Гарри Джонсона “смена масок” присутствовала не только в профессиональном плане. Когда он работал агентом под прикрытием, он менял имена и образы для достижения цели. Это было нормально. Это приносило пользу делу. Но, когда он сошёлся с Мэдисон, его смена маски больше походила на подавление. В начале фильма у него было два кота, а в финале – уже две собаки. Мэдисон сразу заявила, что не любит котов. И, судя по тому, что в их семье нет кошек, имеет значение только её мнение. Это мелкая деталь, но я считаю, что она ярко характеризует расстановку сил в их отношениях. Но ведь эти коты были важны для него – какие у них клички “удостоверение личности” и “Эго”, которые он регулярно кормил в прямом смысле.
За этой деталью есть более серьёзные – ради неё он пошёл на должностные преступления, прикрывая дела Мэдисон, а самая большая перемена, на которую он пошёл ради неё – он совершил настоящее убийство. Получается, выдуманный Рон так понравился Гарри, что он смог полностью в него погрузиться и совершить настоящее преступление, за которое он не испытал чувства вины. Тем более, он объяснил для себя, что убийство оправданно – его жертва был расистом, склонным к агрессии и ненавидел женщин.
Хотя, имея в виду, что познакомились Гарри и Мэдисон в ресторане под названием Please.U (Угождаю тебе/радую тебя), Гарри сделал свой выбор и решил, что радовать Мэдисон – это то, что его устраивает в итоге. Он нашёл баланс в себе – крутой как Рон и внешне положительный как Гарри. При этом его жизнь стала интереснее и разнообразнее, по его собственному мнению.