«Гардемарины вперёд» – советская классика о весёлых приключениях трёх юных курсантов, непроизвольно оказавшихся в самом эпицентре дворцовых переворотов, заговоров и прочих увлекательных событий. А как иначе, эпоха ведь тогда такая была, когда на трон претендовали чуть ли не все подряд.
Фильм бесспорно замечательный, что я уже подробно изложил в посвящённой ему статье. В этот раз мы собрались не чтобы обсуждать все плюсы данной картины, а чтобы поговорить о конкретно одном моменте, обратившем на себя внимание как минимум части зрителей.
Итак, думаю, что вы все помните очаровательную Софью Зотову – молодая 16-летняя дочь богатого дворянина Матвея Зотова, долгое время живущая безбедной жизнью. Правда, после того, как папу арестовали и сослали в Сибирь после доноса, а мамы не стало, роскошная жизнь Софьи на том и закончилась. Более того, несчастная девушка даже не увидела наследства собственных почивших родителей, ведь её сослали в монастырь под присмотр деспотичной настоятельницы.
Так бы и могла Зотова жить в монастыре до конца своих дней, ибо не было у неё куда податься, пока в один момент в её жизни не появился он – Алексей Корсак, один из нашего трио гардемаринов. Привлекательный юноша, курсант Московской Навигацкой школы, а вместе с тем ещё и фаворит графини Анны Бестужевой.
Благодаря своей утончённой, я бы даже сказал, феминной внешности, преимущественно играл в театре девушек, что в дальнейшем уже ему сыграет на руку. Учился Корсар на отлично и мог стать прекрасным востребованным актёром.
Правда, в один момент штык-юнкер Котов, один из его преподавателей, доносит куда нужно о его связях с заговорщицей, желающей свергнуть царя. У парня не остаётся иного выбора, кроме как бежать, предварительно переодевшись в милейшую мадам.
Так мы постепенно приближаемся к истории знакомства между Софьей и Алексеем. Корсака укрывают в том самом женском монастыре, где живёт его будущая возлюбленная, уже долгие годы не знавшая настоящего счастья.
Знакомство с Лёшей полностью переворачивает всю её жизнь – она впервые по-настоящему влюбилась и, кажется, эти чувства взаимны. Алексей в свою очередь неоднократно предлагал Софье сбежать из монастыря, на что она решительно отказывалась со словами: «Душа моя всегда будет с тобой».
Она окончательно смирилась со своей судьбой и уже не желала рисковать тем немногим, что у неё осталось. Конечно, она хотела не без помощи Корсака уехать к своей тётке в Новгород, но родственница быстро выдала свою племянницу монахиням, отчего вся эта попытка побега заканчивается провалом.
В тот самый момент Зотова понимает – у неё нет иного выбора, некуда больше идти и негде больше жить, а даже если она попытается, то служительницы всё равно смогут её найти. К тому же, всё завещанное её от родителей имущество она уже переписала во владения монастыря, то есть за душой у него нет ничего, кроме «статуса» дочери заговорщика.
Во всей этой истории я не упомянул одну важную персону – шевалье Де Брильи. У него на дочь Анны Бестужевой Анастасию Ягужинскую есть свои отдельные планы: влюблённый мужчина пытается убедить Настю, что только он способен помочь ей сбежать из страны. Как вы понимаете, у Анастасии нет мотива оставаться рядом с Де Брильи, помимо этой самой возможности побега, ведь компрометирующие её бумаги находятся в руках у шевалье. Правда ненадолго…
Заканчивается всё тем, что те самые важные бумаги оказываются в руках у Корсака, которому теперь и в монастыре никак не укрыться. Во время своего побега Алексей случайно встречается с Софьей, признаётся ей в своих чувствах и ставит перед выбором: либо она сейчас убегает из монастыря вместе с ним, либо они никогда более не увидятся. В этот самый момент у Зотовой словно в голове что-то перещёлкивает и она всё-таки соглашается уехать с Корсаком куда глаза глядят.
Вопрос, а чем именно была обусловлена такая резкая смена решения? Напомню, до этого Лёша неоднократно пытался уговорить её уехать вместе, в ответ на что Софья отказывалась по вполне разумным причинам. И это не то что у неё внезапно вспыхнули чувства к Корсаку – он нравился ей всегда.
При всём этом у неё по-прежнему нет уверенности в нормальной жизни вне стен монастыря. Куда она пойдёт? На что они с Алексеем будут жить? Как собираются спасаться от преследования? Не говоря уже о том, что с психологической точки зрения Софья была откровенно сломлена и давно смирилась со своей печальной участью.
Конечно, зрители понимают, что по ходу истории наших героев наверняка ожидает счастливый конец, однако с точки зрения Софьи Зотовой такая резкая смена мнения выглядит слишком неестественно, создавая логическую дыру в сюжете в виде непоследовательности поведения персонажа.
Автор: Алексей Королёв