Найти тему
Валерий Грачиков

Первый воздушный десант. Что случилось с его командирами после 2 августа 1930 года

В тот далекий день, 2 августа 1930 года, в «Фарман-Голиафе» собрались настоящие герои. Это не пафос – так на самом деле было.

Самолетом управлял сам Михаил Громов, как мне кажется – лучший летчик Страны Советов той эпохи, будущий Герой Советского Союза №8 – следующий после челюскинской семерки. Пассажирами у него были 12 отчаянных молодых людей, которым предстояло совершить первое в истории страны массовое десантирование.

Десантники были разбиты на две группы под командованием Леонида Минова и Якова Мошковского. При этом командир первой группы Леонид Минов обладал достаточно большим опытом прыжков с парашютом, он даже в соревнованиях в США успел принять участие, когда работал там в составе комиссии Амторга. Командир второй группы – Яков Мошковский, первый раз прыгнул с парашютом за несколько дней до ставшего знаменитым десанта – 26 июля, после того как Минов выполнил показательный прыжок с парашютом на сборах ВВС, проходивших в Воронеже. Михаил Громов, кстати, тоже прекрасно себе представлял, что такое прыжок с парашютом, так как за пару лет до этого успешно использовал его для спасения из свалившегося в неуправляемый штопор самолета.

"Фарман-Голиаф"
"Фарман-Голиаф"

Десант успешно высадился, потом тройка Р-1 с высоты 150 метров сбросила десантникам мешки и коробы, в которых находились оружие и боеприпасы. Дальше десантники сориентировались, выдвинулись в условленное место, где их ждал грузовик.

Все прошло успешно, так что вскоре началось формирование десантных частей. Нет, до создания ВДВ как рода войск было еще далеко, но в Ленинградском военном округе, например, был создан «Отдельный отряд №3», в котором реально собрались серьезные люди. Потому что в этот отряд брали а)добровольцев б)физически крепких в)сообразительных. Так как слова «десант» и «диверсант» весьма похожи, все прекрасно понимали, что одной из основных задач десантников станет именно разведывательно-диверсионная работа. А, следовательно, весьма неплохо, если штатный состав отряда будет владеть иностранными языками, а комсостав – представлять, как устроены иностранные армии, что написано у них в уставах. Ну и потом от комсостава требовали «врожденной страсти к опасным предприятиям».

Десантное дело всегда было опасным, а в первой половине тридцатых годов - в особенности. Когда на осенних учениях Киевского военного округа 1931 года попытались подвесить под днищем ТБ-1 пикап ГАЗ-4 это закончилось плохо: на перегруженном самолете отказал двигатель, а при развороте и попытке вернуться летчик врезался в землю.

-3

Случалось и комичное. «Отдельный отряд №3» хоть и укомплектовали лучшими из лучших, но типичное армейское раздолбайство неистребимо даже в таком случае. Перед высадкой десанта 29 сентября 1931 года на учениях под Ленинградом, бравые десантники долго спорили, кто из них потащит пулемет ДП-27. Это на эффектных плакатах бравый десантник запросто держал «дегтярь» одной рукой, на деле это, конечно, была суровая техника, особенно, если с ней потаскаться на марше или вообще десантироваться. Препирались десантники так долго и упорно, что в итоге забыли пулемет в деревенском сарае.

Конечно, когда об этом узнал командир, то досталось примерно всем, а рота побежала за оставленным пулеметом. Казенное имущество обнаружилось в сарае, но в результате подразделение опоздало с выходом на заданный рубеж. Впрочем, это вполне типичный случай родного раздолбайства.

Как вы думаете, что случилось дальше с командирами первого массового десанта?!

Минов и Мошковский
Минов и Мошковский

Их судьба в принципе типична для той эпохи.

В 1934 году Минов и Мошковский стали мастерами парашютного спорта СССР. Минов получил документы за №1, Мошковский - №2. Мошковский потом принимал участие в высадке на Северный полюс папанинской экспедиции, а в 1939 году разбился, совершая свой 502-й прыжок. Причем, этот прыжок был для Мошковского одним из последних, так как врачи разрешили ему из-за состояния здоровья совершить еще не более 10 прыжков.

А комбриг Минов попал во «враги народа». Причем, когда в 1937 году разгромили почти все начальство Осоавиахима, Леонида Минова не тронули. Его арестовали в июне 1941 года. Как же иначе, ведь наступило самое "подходящее" время для борьбы и с врагами, придуманными бравыми чекистами. Как это в стиле эпохи: в тот момент, когда враг наступает и нужно мобилизовать все силы на борьбу с ним, взять и арестовать первого советского десантника, человека который лучше всех в стране разбирается в воздушно-десантных операциях и выбить из него признание в военном заговоре.

Хорошо хоть, что Минову не выпала судьба Рычагова. Его «просто» посадили на семь лет. Мог бы принести пользу Родине, организуя десантные операции в тыл к немцам. Или сам отправиться в один из десантов. Но у нас «незаменимых людей нет». Поэтому опытный специалист провел всю войну не с десантниками, а в качестве заключенного в республике Коми.

Вот такая судьба командиров первого советского десанта.

---------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.