Найти тему
ЛадаFM

Как понять - нравится ли вам стихотворение и хорошее ли оно

Всех тепло приветствую в теме стихосложения. Хочется почему-то в самом начале привести слова Эрнеста Хемингуэя: «Писать на самом деле очень просто. Ты садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью».

Образное сравнения писателя иногда как нельзя лучше описывает процесс творения не только прозаических произведений, но и стихотворных. Может быть, поэтому и существует условно 4 вида стихосложения, о которых в своем очерке подробно писал Евгений Абдуллаев - прозаик, поэт, критик, философ и педагог. Ссылку на его очерк "Поэзия действительности" дам в конце поста.

Согласно платоновскому мифу о Пещере, люди живут всю жизнь в некой пещере, в оковах, и, однажды, выходя на свет, сбросив оковы, не могут понять этот свет и закрываются от него, предпочитая уйти в тень. В пещере, сидя в оковах, люди вынуждены принимать за истину тени, отбрасываемые огнем в очаге и другими людьми. На этой теории выстроена поэзийная воспринимающая человека. То, как человек воспринимает действительность, в каком положении он находится в "пещере" или вне пещеры - такие у него и стихи.

Самым высоким уровнем стихотворений, конечно, являются те, которые созданы человеком, вышедшим из "пещеры" и принимающим свет за истину, а не тени из пещеры. Это высший стихотворный пилотаж - видеть солнце при свете солнца. Эти стихотворения ЖИВЫЕ - без филологии, подражания, они о прорыве, о новом взляде, о смысле, который не поняли, не увидели до нас. Это "созерцание при свете солнца".

Поэты первого уровня, если мы говорим только о новом времени - Бродский, ранняя Ахматова, Пастернак, ранний Маяковский, Мандельштам и им подобные... Но многим страшно смотреть на мир своими глазами, как не видит никто, гораздо легче пользоваться аллегориями, рифмами, размерами - "готовыми костылями" уже известных поэтов. Но нам решать - на чужих костылях или идти самостоятеьно...

-2

Поэты второго уровня созерцают уже при сумеречном свете. Они усваивают поэзию первого уровня, развивают живые стихи, углубляют их. Среди них есть стихи даже талантливее первого уровня. Часто происходит присваивание образов и смыслов из первого уровня и проживание их через себя, через свою строку. Самый известный представитель "сумеречной поэзии" - Цветаева, со своим подражанием Ахматовой, через которое она пыталась нащупать свои стихи, свой голос.

Третий уровень поэзии - это стихи отражения от первых двух уровней. Они полны больше филологии, чем жизни, порой скучные, без искры, в них больше созерцания слова, чем жизни. Это красивое подражание под больших поэтов. Было модно раньше подражать Ахматовой, Маяковскому, позже Борису Рыжему. Но кому нужны вторые Цветаевы и Маяковские? Парадигмы поэтические меняются, ушедшие поэты пусть остаются уникальными. А новые поэты должны искать свой голос.

На третьем уровне, когда мы только сняли цепи, сковывавшие нас в "пещере" происходит любование словами, но уход от смысла, выраженного ими. Поэтичность и красивость на первом месте у многих талантливых поэтов, пишущих именно стихи-отражения. Подобных стихотворений большинство лишь потому, что филологичность и поэтичность были и остаются основной стихотворной школой в советское время и сейчас. Именно на третьем уровне появляются попытки пробиться к действительности через экспериментальные формы стихосложения, делая стихи актуальными в текущем временном отрезке.

Четвертый уровень поэзии - графоманский, тексты которых явяются лишь тенями, которые отбрасывают в сознании поэта стихи других уровней. Это словесный шум фона жизни. В этих стихах нет собственной мысли, лишь подражание, пустое, не несущее смысла, только пародию на него. Подобные стихи создаются неосознанно на основе масс-медийных источников, проходясь по внешней стороне действительности, без вникания в нее, лишь расцвечивая и украшая. Пародийное, иногда ироничное, подражание на классические образцы. Идеальный поэт-графоман, персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы» - капитан Лебядкин. Для примера приведу и мой графоманский экспромт на известные строчки из "Молитвы" Лермонтова:

В часы раздумий тленных

В груди тоска теснит,

И звукам сокровенных

Молитв она внемлит....

ЛадаFM | Стихотворение "Молитва" Михаил Лермонтов. Смотреть со звуком! | Дзен

Становление поэта и обретение своего голоса идеально видится поэтапно - через все уровни поэзии, начиная с самого низкого. Проходя через подражательные и теневые формы, поэт отбрасывает отзвучавшие вторичные смыслы и, сбрасывая их, переходит к третьему уровню, а при удачном сочетании таланта и трудолюбия, достигает высшего поэтического уровня.

С другой стороны, чем сильнее стихи, тем меньше хочется видеть в них некую вторичность, подражание, отсвет. И наоборот, чем слабее стихи, тем более просвечиваются чужие мысли, смыслы, потуги увидеть жизнь...

Ссылка на очерк Евгения Абдуллаева "Поэзия действительности" - здесь.

Авторский мем. Сделан на ресурсе imgflip.com/memegenerator
Авторский мем. Сделан на ресурсе imgflip.com/memegenerator

Благодарю за прочтения, дочитывания, лайки и искренние ваши отклики!

"Поэзия - это колоссальный ускоритель мышления"
ЛадаFM21 марта 2024