Найти тему
ЛадаFM

4 простых правила для удачного стихотворения

Оглавление

А вы знали, что поэзия связана с живописью? Можно назвать стихосложение - наследницей живописи....

маки в лазури бездонной....
маки в лазури бездонной....

Что нужно для хорошего стихотворения?

Первое правило

В стихотворении должна быть всего одна генеральная мысль, только ей следует все стихотворение. Введение дополнительных смыслов разрыхляет основной посыл, он ускользает и стихотворение остается непОнятым. Это как одна обнаженная женщина в картине - приковывает все взгляды. Но если появится вторая обнаженная женщина в той же картине - внимание и интерес рассеиваются:)

Второе правило

В стихотворении важно как можно больше случайных деталей объединить в одно - расширяя сознание читателю. Чем больше деталей - тем лучше работает мозг с поэтической точки зрения. Одна большая обобщающая мысль на все стихотворение.

Поэты видели мир по-своему и через слова показывают мир другим. Поэт Андрей Вознесенский пользовался таким приемом: он сначала писал репортажный текст, например, про арбузы. Когда репортажная, детализированная, часть заканчивалась - он отходил на несколько шагов и давал общую картинку - на что похоже то, о чем он написал. Вот его стихотворение про арбузы, где в конце автор обобщил мысль - вся земля как арбуз!

Москва завалена арбузами.
Пахнуло волей без границ.
И веет силой необузданной
Оот возбужденных продавщиц.

Палатки. Гвалт. Платки девчат.
Хохочут. Сдачею стучат.
Ножи и вырезок тузы.
«Держи, хозяин, не тужи!»

Кому кавун? Сейчас расколется!
И так же сочны и вкусны
Милиционерские околыши
И мотороллер у стены.

И так же весело и свойски,
как те арбузы у ворот —
земля мотается в авоське
меридианов и широт!

Андрей Вознесенский учился стихосложению у Бориса Пастернака.

Третье правило

В хорошем стихотворении сумма слов всегда меньше суммы смыслов. Если сумма смыслов равна сумме слов - то перед нами плакат. В этом стихотворении нет ничего больше, чем оно сказало. В этом правиле хорошо работают обрывочные строчки, многоточия, недосказанности, когда автор создает лакуны, которые заполняет сам читатель. Это мышление пропущенными звеньями.

Для прокачки наполнения минимального количества слов бОльшим смыслом идеально подходят моностихи.

Моностих - стихотворение одной строкой.

Первый моностих на Руси написал Карамзин. Это была эпитафия ребенку: "Покойся, милый прах, до сладостного утра". Ее часто потом использовали на протяжении двух веков. В мире первый моностих был создан греческой поэтессой Сапфо: "Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою".

Изначально это было очень длинное стихотворение, но от него ничего не сохранилось, осталась лишь эта одна строка. Эта строчка так вдохновила Марину Цветаеву, она использовала ее и в своем стихотворении, но строка повторялась уже как рефрен. Продолжила жизнь моностишью. Вот отрывок из этого стихотворения.

"Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою" —
Ах, одностишья стрелой Сафо пронзила меня!
Ночью задумалась я над курчавой головкою,
Нежностью матери страсть в бешеном сердце сменя,—
"Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою".

В моностихотворении присутствует ритмический рисунок, намек на рифму.

Известны сатирические моностихи - "феминки" Натальи Хозяиновой:

- Лишь изредка я привстаю с диеты.

- Он бреется уже, но рук пока не моет.

- В твоих словах есть все, помимо смысла.

- Я выгляжу неплохо, но нечасто.

- Я сохраню вам верность под проценты...

Еще один вид стихосложения отлично демонстрирует, как в трех строках авторы умещают громады смысла.

Хокку - много смыслов в минимуме слов.

В хокку спасают именно лакунки, недоговоренности и четкое противопоставление смыслов. Лучше не договорить, чем сказать лишнее.

Скан с вебинара с Евгение Коробковой (литературный критик, поэт, журналист, переводчик)
Скан с вебинара с Евгение Коробковой (литературный критик, поэт, журналист, переводчик)

Хокку создается строго без ритмического рисунка, без рифм. В хокку необходимо избегать односложные слова, короткие слова, в них застревает смысл.

Четвертое правило

Задача любого стихотворения соединять время и пространство. Стихотворения - это пятое измерение, "где открываются всемирные моря". Мы разговариваем с тем, что было далеко в прошлом, мы соединяем пространства, которые никогда бы не сединились

И напоследок:

Каждое стихотворение работает на борьбе противоположностей

Статья создана по материалам поэтического вебинара с Евгенией Коробковой, литературного критика, поэта, журналиста, переводчика.

P.S. Когда мы говорим, то есть пишем стихотворение, мы говорим не от себя, с нами вместе открывают рот тысячи мертвецов... Это грандиозная правда поэзии. Любое слово, сказанное поэтом, перекликается с другими словами поэтов. Все наши тексты - это разговор с другими поэтами и несение их ноши.... Перед поэтами всегда стоит задача своего времени...

-3

Спасибо Вам за Ваши прочтения и дочитывания, за ваши лайки, отклики и интересные комментарии!!! Я ценю ваше внимание к моему каналу!