Хорошо известно, что новгородские ушкуйники сожгли старую столицу Швеции - Сигтуну.
Дело было так: в 1187 году большой отряд новгородцев совместно с карелами и, возможно, с эстами, скрытно пробрался узким проливом со сложным фарватером в озеро Меларен и сровнял с землей город. Шведы вынуждены были построить новую столицу – современный Стокгольм. А от Сигтуны остались лишь бронзовые ворота Сигтунского собора, которые в качестве трофея теперь украшают новгородский Софийский собор. Вы тоже помните эту историю?
Теперь разберем факты. Ни один письменный источник XII века, ни у нас, ни в Швеции, ни где-либо еще, не знает об этом выдающемся событии. Совсем. Более того, археология утверждает, что Сигтуну никто не сжигал. Вообще никто. Никогда. Следов значительного пожара не обнаружено. Более того. Она росла и процветала вплоть до начала XIV века, пока уровень моря еще позволял морским судам заходить в ее гавань. Ведь никакого озера Меларен, отделенного от Балтики 60 км суши, в XII в. не было. Оно появится потом, когда уровень моря упадет на 5 метров из-за гляциоизостазии. А в 1187 году Сигтуна находилась на берегу морского залива.
Но откуда же тогда взялся наш легендарный поход?
В 1320-е годы неизвестный автор написал рифмованную Хронику Эрика, посвященную династии Фолькунгов. В ней впервые упоминается сожжение Сигтуны. Причем практически в том виде, в котором оно известно нам. Правда состав нападающих там очень скромен и ограничивается одними карелами. Зато там еще ярла убили, который только что из похода вернулся, а его жена с горя собрала народ и, как полагается достойной жене ярла, всех нападавших перебила и корабли их сожгла.
Следующее упоминание относится уже к середине XV века и встречается в хронике Эрика Олая. Ее автор брал за основу историю из Хроники Эрика. Однако он, видимо, посчитал, что сжигание Сигтуны какими-то карелами не солидно. Единственным достойным противником могла выступить разве что Русь. К тому же в Хронике Эрика указывалось, что тот ярл, которого убили, воевал с русскими, а когда Сигтуну сожгли, то радовались не только карелы, но и русские тоже. Поэтому составитель Хроники Эрика Олая решительно вписал, что Сигтуну жгли русские. Ну, и карелы тоже.
Ушкуйники же в этой истории появились можно сказать совсем недавно, всего лишь в XIX веке. Родились они чисто логически. Какие русские могли третировать шведов в XII веке? Только новгородские. Без вариантов. А кто у нас занимается лихими набегами на столицы с воды? Только ушкуйники. Тоже без вариантов. Ушкуйники и Новгород связаны? Конечно! Значит Сигтуну жгли не просто какие-то абстрактные русские, а новгордские ушкуйники. Логично? Логично!
Так что же это получается? Ничего не было? Ну, не то что бы совсем ничего. Дело в том, что упоминания о нападениях «поганых», то есть язычников, на шведское побережье встречаются в западных хрониках довольно часто. В Анналах Висбю даже есть упоминание о набеге именно на Сигтуну. Вероятно, что это упоминание как раз о том самом набеге. Правда в Анналах Висбю нет никаких душещипательных подробностей. Просто какие-то язычники набежали. Анналы об этом умалчивают, но ведь эти язычники могли и ярла нечаянно на тот свет отправить. Народная молва одела все в красивую легенду. А через полтораста лет хронист вплел ее в современную себе географию. На каком этапе этого творчества сожгли Сигтуну не совсем понятно. Возможно это сделал «народ». В то же время, наблюдая современный ему Стокгольм, а на месте Сигтуны захолустную деревню, хронист вполне мог предположить, что такой упадок мог быть вызван только тотальным уничтожением.
Но врата? У нас же есть вещественное доказательство реальности похода новгородцев на Сигтуну, вот оно – на западной стене Софии Новгородской? Даже сами шведы хотели их вернуть, когда оккупировали Новгород в XVII веке, но новгородцы не позволили.
Что ж. Ворота есть. Их действительно иногда называют Сигтунскими. Вероятно, шведы искренне верили, а может быть и верят до сих пор, что их действительно вывезли из Сигтуны новгородцы. Только эти врата с Сигтуной связывает разве что очень большое желание шведского короля Густава II Адольфа получить трофей со шведской интервенции, раз уж Новгородская земля ему не досталась. О вратах достоверно известны всего две вещи: их сделали в немецком Магдебурге и они предназначались для польского Плоцка. Все. Как они попали в Новгород – решительно ничего не известно. Возможно, эта загадка истории так и останется неразгаданной.
Ну а на этом пока всё. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии, а так же не забывайте про колокольчик, что бы не пропустить наши новые материалы, это очень мотивирует нашу команду. Так же вы можете найти нас в Телеграме и ВКонтакте, там мы публикуем мемы, и короткие материалы, которые не всегда подходят для Дзена. Спасибо, что читаете нас!