Мы посмотрим сегодня одно необычное, неожиданное фото! Для меня оно стало открытием, благодаря ему и идея сегодняшней статьи родилась: рассказать вам ещё об одном, очень экзотическом реставрационном объекте. Но сначала — вступление.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Как вы уже знаете, у всех реставраторов теперь, в новейшее время, имеется достаточно узкая специализация. Я реставрирую картины и изредка иконы (если они написаны маслом, а это, как правило, поздние иконы рубежа 19-20 века). Я работаю со ста́нковой живописью, той, которая была создана (и создаётся) на станке. Станком, в широком смысле, можно считать и мольберт, и стол. Таким образом, и моя рабочая деятельность проходит за столом, за мольбертом и между ними. Фото ниже как раз в полной мере иллюстрирует специфику процесса: одна картина на мольберте у окна, вторая - на столе под мраморным грузом отпрессовывается.
А я за кадром, в белом халате, со скальпелем в руках и микроскопом под мышкой, всё это фотографирую (шучу).
Скальпель это такой универсальный инструмент, что о нём впору отдельную статью написать, мы к нему сегодня ещё не раз вернемся. Он действительно требуется во многих наших процессах, но редко применяется для рассечения, как в хирургии. И уж точно никаких белых халатов реставраторы не носят, реставрация - работа грязная. На фото ниже - коллега из Версаля, в качестве фартука повязала рабочий халат, так тоже удобно. Перед ней на столике флаконы с растворителями, ком ваты, черенки: она занимается расчисткой живописи, и в этом процессе без скальпеля не обойтись.
Реставраторы работают с краской, растворителями, различными клеями, мелом, гипсом, сухими пигментами, спреями и т.д. Всё это пачкается, невовремя рассыпается, пылит и внезапно брызгается. Так что рабочая одежда это фартук или халат; при желании можно и в своей одежде поработать, рискнуть новыми джинсами или блузкой. И даже при всём при этом условия моей работы самые комфортные, "парниковые", никаких усилий и преодоления не требующие. Практически "не бей лежачего".
Вот вы лёжа когда-нибудь работали? Не работали? Напрасно! Это очень удобно!
Если присмотритесь, видно, что мы лежим прямо на картине (у коллеги в центре виден край джинсов и обувь). В руках - скальпели, которыми надо почистить 15 квадратных метров грязного оборота картины. Удалить грязь с холста перед дублированием ничем другим просто не получится, поэтому скальпель в руки и вперёд.
По периметру картины, мы работаем сначала сидя у стола, потом стоя, потом облокотившись о стол стараемся дотянуться по возможности дальше... А потом — всё: ложимся и ползём к центру.
Монументальная (настенная) живопись — другое направление, оно стоит особняком. Там работают настоящие подвижники, увлечённые, преданные своему делу люди.
Их работа требует и физических сил, и выносливости, и неимоверного терпения. Работа на лесах внутри храма это, пожалуй, ещё самый щадящий вариант. Здесь коллеги работают на сравнительно небольших по́мостях двухметровой высоты, в теплом интерьере церкви на территории Кремля. И снова скальпель - универсальный инструмент реставраторов, используется для расчистки настенных росписей:
А бывают и неотапливаемые, сырые объекты, в одной из старых статей вы могли прочитать о Спасской церкви, которой только предстоит быть отреставрированной после долгих лет запустения:
А ещё живопись может оказаться снаружи - на улице, на фасаде... Об этом я рассказала в статье о реставрации образа "Спаса Смоленского" на Спасской башне:
А иногда реставраторам приходится работать в подземельях — где нет ни дневного света, ни свежего воздуха. О реставрации гробницы жены фараона, египетской царицы Нефертари, я рассказывала на своем старом канале.
Тем читателям, которые подписаны на канал недавно, оставлю в конце ссылку на эту статью. Реставраторы работали, пройдя 812 (!!!) метров в толщу скалы, туда, где находились древние фрески. На реставрацию 520 кв. метров живописи им потребовались долгие пять лет.
Монументалисты, как и мы, используют в работе скальпели. И если у нас живопись иногда измеряется десятками квадратных метров, то у них - сотнями.
Друзья, я неспроста провела для вас такой обзорный экскурс, показала разные места, где приходится работать моим коллегам. Помню, что реставрация египетской гробницы поразила меня сильнее всего. Мне раньше не доводилось слышать о настолько сложных объектах. Я с интересом вчитывалась в каждую строчку и рассматривала внимательно каждое фото.
И постоянно думала, что туда нет естественного притока свежего воздуха, а при работе в пыли, с применением растворителей это невыносимо.
Разве могла я подумать, что есть места ещё хуже, где вообще нет воздуха, никакого!
С тех пор, как у меня появился этот канал, я ещё и с вами стремлюсь поделиться понравившейся или удивившей меня информацией. Поэтому, прежде чем рассказать о чем-то неординарном вам, сама успеваю насмотреться, изучить вопрос глубже, найти надёжный источник, докопаться до истоков информации.
Но так глубоко, как сегодня, я ещё не копала! Точнее сказать, не ныряла!
На днях я просматривала новостную рассылку, и мне очень понравились фотографии от Археологического парка Campi Flegrei — Флегрейские поля, так называется вулканическая зона к западу от Неаполя.
Её название произошло от греческого "flego", то есть дословно название можно перевести как "огненные или горящие поля".
Это большая вулканическая котловина, диаметр которой в состоянии покоя составляет около 12 — 15 километров. Здесь можно увидеть многочисленные кратеры и вулканические структуры, откуда временами вырывается едкий серный газ или водяные пары.
В общем, кроме Везувия, есть там ещё одно "весёлое" место.
Две тысячи лет назад на северо-западном берегу Неаполитанского залива процветал древнеримский город-курорт Байя.
После падения Римской империи Байя медленно опустилась ниже уровня моря из-за "брадисейсма" — деформации поверхности земли, вызванной вулканической активностью.
В результате подъёма и опускания суши руины Байи оказались частично затоплены и находятся на глубине от 5 до 15 метров. Открыл эту маленькую "Атлантиду" итальянец Раймондо Бухер в 1956 году, проведя аэрофотосъемку со своего самолёта, пролетая над заливом:
С тех пор подводные руины изучаются, там постоянно проводятся исследования, было сделано множество находок: мозаики, мраморные полы, основания колонн, нимфей, императорские ванны и статуи нашли под водой. Для сохранения этих находок в 2002 году открылся Археологический морской парк Байи.
В последней новостной рассылке рассказывалось, что под водой обнаружили и восстанавливают разноцветный мраморный пол роскошной римской виллы.
На следующей фотографии было видно совсем небольшой участок мраморного пола, и человек что-то делает.
Вот это фото:
По человеку я скользнула взглядом: аквалангист... Дайвер... Ныряльщик... Подводный археолог... Делает что-то с плитками. А потом я увеличила фото, стала рассматривать и обнаружила... СКАЛЬПЕЛЬ!
О, боги, скальпель на дне морском!!!
Для меня это невероятно трогательное фото, друзья! Скальпель-ланцет на дне моря - это же РЕСТАВРАТОР!
Я не узнала коллегу просто потому, что мне и в голову не могло прийти, что древние мраморные полы они реставрируют прямо на месте, на десятиметровой глубине!
Пол был выполнен в стиле "opus sectile" (лат. opus sectile — составное произведение). В этой технике используются различные цвета, формы и размеры мраморных плит для создания геометрических узоров и фигур. Это более сложный подход, чем мозаичные полы, которые были выложены мелкими ровными квадратными плиточками, а сам материал стоил намного дороже.
Ценный мрамор часто приходилось импортировать, а проектирование композиции и укладка фигурных элементов в повторяющийся узор или сюжетную сцену, требовало участия лучших мастеров.
Самое интересное, что этот мраморный пол был выложен из фрагментов использованного (да-да, б/у!!!) мрамора, вероятно, из-за финансовых трудностей, с которыми сталкивались даже самые богатые граждане приходящей в упадок империи.
Реставраторы описали этот пол как "очень дорогостоящий и статусный проект", для реализации которого владельцу виллы пришлось довольствоваться переработанным ранее, то есть бывшим в употреблении мрамором".
То есть, с одной стороны, "opus sectile" призван был обозначить богатство и хороший вкус владельца виллы. Но, глядя на орнамент, набранный и сложенный из кусочков битого мрамора, скорее можно было заподозрить, что хозяин жуткий скряга или далеко не так богат, как хотел бы казаться.
Зато какие цвета и сколько разных сортов мрамора использовано... дважды!
Друзья, желаю всем хороших выходных и прощаюсь до следующей статьи. Оставляю, как обещала, ссылку, по которой вы можете прочитать о реставрации гробницы Нефертари.
Всем добра!