Найти в Дзене

Реставрационная триада

Мы посмотрим сегодня одно необычное, неожиданное фото! Для меня оно стало открытием, благодаря ему и идея сегодняшней статьи родилась: рассказать вам ещё об одном, очень экзотическом реставрационном объекте. Но сначала — вступление. Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую! Как вы уже знаете, у всех реставраторов теперь, в новейшее время, имеется достаточно узкая специализация. Я реставрирую картины и изредка иконы (если они написаны маслом, а это, как правило, поздние иконы рубежа 19-20 века). Я работаю со ста́нковой живописью, той, которая была создана (и создаётся) на станке. Станком, в широком смысле, можно считать и мольберт, и стол. Таким образом, и моя рабочая деятельность проходит за столом, за мольбертом и между ними. Фото ниже как раз в полной мере иллюстрирует специфику процесса: одна картина на мольберте у окна, вторая - на столе под мраморным грузом отпрессовывается. А я за кадром, в белом халате, со скальпелем в руках и микроскопом под мышкой, всё это фотографир

Мы посмотрим сегодня одно необычное, неожиданное фото! Для меня оно стало открытием, благодаря ему и идея сегодняшней статьи родилась: рассказать вам ещё об одном, очень экзотическом реставрационном объекте. Но сначала — вступление.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Как вы уже знаете, у всех реставраторов теперь, в новейшее время, имеется достаточно узкая специализация. Я реставрирую картины и изредка иконы (если они написаны маслом, а это, как правило, поздние иконы рубежа 19-20 века). Я работаю со ста́нковой живописью, той, которая была создана (и создаётся) на станке. Станком, в широком смысле, можно считать и мольберт, и стол. Таким образом, и моя рабочая деятельность проходит за столом, за мольбертом и между ними. Фото ниже как раз в полной мере иллюстрирует специфику процесса: одна картина на мольберте у окна, вторая - на столе под мраморным грузом отпрессовывается.

А я за кадром, в белом халате, со скальпелем в руках и микроскопом под мышкой, всё это фотографирую (шучу).

Скальпель это такой универсальный инструмент, что о нём впору отдельную статью написать, мы к нему сегодня ещё не раз вернемся. Он действительно требуется во многих наших процессах, но редко применяется для рассечения, как в хирургии. И уж точно никаких белых халатов реставраторы не носят, реставрация - работа грязная. На фото ниже - коллега из Версаля, в качестве фартука повязала рабочий халат, так тоже удобно. Перед ней на столике флаконы с растворителями, ком ваты, черенки: она занимается расчисткой живописи, и в этом процессе без скальпеля не обойтись.

-2

Реставраторы работают с краской, растворителями, различными клеями, мелом, гипсом, сухими пигментами, спреями и т.д. Всё это пачкается, невовремя рассыпается, пылит и внезапно брызгается. Так что рабочая одежда это фартук или халат; при желании можно и в своей одежде поработать, рискнуть новыми джинсами или блузкой. И даже при всём при этом условия моей работы самые комфортные, "парниковые", никаких усилий и преодоления не требующие. Практически "не бей лежачего".

Вот вы лёжа когда-нибудь работали? Не работали? Напрасно! Это очень удобно!

-3

Если присмотритесь, видно, что мы лежим прямо на картине (у коллеги в центре виден край джинсов и обувь). В руках - скальпели, которыми надо почистить 15 квадратных метров грязного оборота картины. Удалить грязь с холста перед дублированием ничем другим просто не получится, поэтому скальпель в руки и вперёд.

-4

По периметру картины, мы работаем сначала сидя у стола, потом стоя, потом облокотившись о стол стараемся дотянуться по возможности дальше... А потом — всё: ложимся и ползём к центру.

Монументальная (настенная) живопись — другое направление, оно стоит особняком. Там работают настоящие подвижники, увлечённые, преданные своему делу люди.

Художник-реставратор высшей категории А.А.Бринцев на объекте, в Покровском соборе Московского Кремля (Храм Василия Блаженного)
Художник-реставратор высшей категории А.А.Бринцев на объекте, в Покровском соборе Московского Кремля (Храм Василия Блаженного)

Их работа требует и физических сил, и выносливости, и неимоверного терпения. Работа на лесах внутри храма это, пожалуй, ещё самый щадящий вариант. Здесь коллеги работают на сравнительно небольших по́мостях двухметровой высоты, в теплом интерьере церкви на территории Кремля. И снова скальпель - универсальный инструмент реставраторов, используется для расчистки настенных росписей:

Расчистка живописи от поздних покрасочных слоев (записей). Реставрация интерьера паперти церкви Ризположения Московского Кремля
Расчистка живописи от поздних покрасочных слоев (записей). Реставрация интерьера паперти церкви Ризположения Московского Кремля

А бывают и неотапливаемые, сырые объекты, в одной из старых статей вы могли прочитать о Спасской церкви, которой только предстоит быть отреставрированной после долгих лет запустения:

Владимир Дмитриевич Сарабьянов. На лесах, под сводами Спасо-Преображенского храма Спасо-Ефросиниевского монастыря.
Владимир Дмитриевич Сарабьянов. На лесах, под сводами Спасо-Преображенского храма Спасо-Ефросиниевского монастыря.

А ещё живопись может оказаться снаружи - на улице, на фасаде... Об этом я рассказала в статье о реставрации образа "Спаса Смоленского" на Спасской башне:

-8

А иногда реставраторам приходится работать в подземельях — где нет ни дневного света, ни свежего воздуха. О реставрации гробницы жены фараона, египетской царицы Нефертари, я рассказывала на своем старом канале.

Итальянские реставраторы из Центра консервации Гетти за работой
Итальянские реставраторы из Центра консервации Гетти за работой

Тем читателям, которые подписаны на канал недавно, оставлю в конце ссылку на эту статью. Реставраторы работали, пройдя 812 (!!!) метров в толщу скалы, туда, где находились древние фрески. На реставрацию 520 кв. метров живописи им потребовались долгие пять лет.

Монументалисты, как и мы, используют в работе скальпели. И если у нас живопись иногда измеряется десятками квадратных метров, то у них - сотнями.

Друзья, я неспроста провела для вас такой обзорный экскурс, показала разные места, где приходится работать моим коллегам. Помню, что реставрация египетской гробницы поразила меня сильнее всего. Мне раньше не доводилось слышать о настолько сложных объектах. Я с интересом вчитывалась в каждую строчку и рассматривала внимательно каждое фото.

-10

И постоянно думала, что туда нет естественного притока свежего воздуха, а при работе в пыли, с применением растворителей это невыносимо.

Разве могла я подумать, что есть места ещё хуже, где вообще нет воздуха, никакого!

С тех пор, как у меня появился этот канал, я ещё и с вами стремлюсь поделиться понравившейся или удивившей меня информацией. Поэтому, прежде чем рассказать о чем-то неординарном вам, сама успеваю насмотреться, изучить вопрос глубже, найти надёжный источник, докопаться до истоков информации.

Но так глубоко, как сегодня, я ещё не копала! Точнее сказать, не ныряла!

На днях я просматривала новостную рассылку, и мне очень понравились фотографии от Археологического парка Campi Flegrei — Флегрейские поля, так называется вулканическая зона к западу от Неаполя.

-11

Её название произошло от греческого "flego", то есть дословно название можно перевести как "огненные или горящие поля".

-12

Это большая вулканическая котловина, диаметр которой в состоянии покоя составляет около 12 — 15 километров. Здесь можно увидеть многочисленные кратеры и вулканические структуры, откуда временами вырывается едкий серный газ или водяные пары.

Стрелкой показала древнеримский город Байя (Baia)
Стрелкой показала древнеримский город Байя (Baia)

В общем, кроме Везувия, есть там ещё одно "весёлое" место.

Две тысячи лет назад на северо-западном берегу Неаполитанского залива процветал древнеримский город-курорт Байя.

-14

После падения Римской империи Байя медленно опустилась ниже уровня моря из-за "брадисейсма" — деформации поверхности земли, вызванной вулканической активностью.

-15

В результате подъёма и опускания суши руины Байи оказались частично затоплены и находятся на глубине от 5 до 15 метров. Открыл эту маленькую "Атлантиду" итальянец Раймондо Бухер в 1956 году, проведя аэрофотосъемку со своего самолёта, пролетая над заливом:

Фото, сделанное с самолёта, впервые открыло людям город, лежащий ниже уровня моря
Фото, сделанное с самолёта, впервые открыло людям город, лежащий ниже уровня моря

С тех пор подводные руины изучаются, там постоянно проводятся исследования, было сделано множество находок: мозаики, мраморные полы, основания колонн, нимфей, императорские ванны и статуи нашли под водой. Для сохранения этих находок в 2002 году открылся Археологический морской парк Байи.

Этому мрамору две тысячи лет
Этому мрамору две тысячи лет
В последней новостной рассылке рассказывалось, что под водой обнаружили и восстанавливают разноцветный мраморный пол роскошной римской виллы.

На следующей фотографии было видно совсем небольшой участок мраморного пола, и человек что-то делает.

Вот это фото:

Источник: Эдоардо Руспантини и Археологический парк Кампи Флегрей
Источник: Эдоардо Руспантини и Археологический парк Кампи Флегрей

По человеку я скользнула взглядом: аквалангист... Дайвер... Ныряльщик... Подводный археолог... Делает что-то с плитками. А потом я увеличила фото, стала рассматривать и обнаружила... СКАЛЬПЕЛЬ!

-19

О, боги, скальпель на дне морском!!!

-20

Для меня это невероятно трогательное фото, друзья! Скальпель-ланцет на дне моря - это же РЕСТАВРАТОР!

Я не узнала коллегу просто потому, что мне и в голову не могло прийти, что древние мраморные полы они реставрируют прямо на месте, на десятиметровой глубине!

Источник: Эдоардо Руспантини
Источник: Эдоардо Руспантини

Пол был выполнен в стиле "opus sectile" (лат. opus sectile — составное произведение). В этой технике используются различные цвета, формы и размеры мраморных плит для создания геометрических узоров и фигур. Это более сложный подход, чем мозаичные полы, которые были выложены мелкими ровными квадратными плиточками, а сам материал стоил намного дороже.

Один из мозаичных полов, найденных на дне залива и реконструкция интерьера древнеримской виллы
Один из мозаичных полов, найденных на дне залива и реконструкция интерьера древнеримской виллы

Ценный мрамор часто приходилось импортировать, а проектирование композиции и укладка фигурных элементов в повторяющийся узор или сюжетную сцену, требовало участия лучших мастеров.

Часть мраморных плит всё таки были подняты со дна, судя по этой фотографии
Часть мраморных плит всё таки были подняты со дна, судя по этой фотографии

Самое интересное, что этот мраморный пол был выложен из фрагментов использованного (да-да, б/у!!!) мрамора, вероятно, из-за финансовых трудностей, с которыми сталкивались даже самые богатые граждане приходящей в упадок империи.

Отреставрированный фрагмент пола
Отреставрированный фрагмент пола

Реставраторы описали этот пол как "очень дорогостоящий и статусный проект", для реализации которого владельцу виллы пришлось довольствоваться переработанным ранее, то есть бывшим в употреблении мрамором".

Реставрационные вставки в местах утрат фрагментов мрамора
Реставрационные вставки в местах утрат фрагментов мрамора

То есть, с одной стороны, "opus sectile" призван был обозначить богатство и хороший вкус владельца виллы. Но, глядя на орнамент, набранный и сложенный из кусочков битого мрамора, скорее можно было заподозрить, что хозяин жуткий скряга или далеко не так богат, как хотел бы казаться.

Зато какие цвета и сколько разных сортов мрамора использовано... дважды!
-26

Друзья, желаю всем хороших выходных и прощаюсь до следующей статьи. Оставляю, как обещала, ссылку, по которой вы можете прочитать о реставрации гробницы Нефертари.

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки