Найти тему
УРОЖАЙНЫЕ ИСТОРИИ

«Одним выстрелом уничтожил 3 американских танка»: Как проявила себя в бою самоходная мортира Третьего рейха

Уже в процессе Сталинградской битвы германское командование пришло к выводу, что для успешной борьбы с укреплениями противника в условиях городских боев им крайне необходимо мощное и бронированное самоходное орудие. Тогда они ещё не знали, что в войне наступил переломный момент и дальше им придётся не штурмовать чужие города, а оборонять свои.

К концу 1942 года немецкими конструкторами была спроектирована САУ под рабочим названием «Медведь» (нем. Bär). Машина должна была быть вооружена пушкой калибра 305 мм и весить порядка 120 т. Монтировать орудие предполагалось на шасси схожем с шасси «Тигра», но увеличенном. Однако военным проект не понравился. Да и выделение отдельных мощностей для производства специального шасси в условиях ведения активных боевых действий посчитали нецелесообразным. Как следствие, новое штурмовое орудие решили сделать на базе уже стоящего на потоке тяжёлого танка Pz.Kpfw. VI («Тигр»).

Изначально под новую САУ разрабатывали и специальное орудие. Предполагалось, что это будет гаубица калибра 210 мм. Но поскольку работы над ней могли слишком затянуться, в апреле 1943-го рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер предложил использовать вместо гипотетической гаубицы уже готовый морской реактивный бомбомёт RM 61 L/5,4 калибра 380 мм. Вмешательство большого чиновника сдвинуло дело с мертвой точки, и в начале августа полностью готовый проект был утверждён. А 20 октября приёмной комиссии был представлен прототип машины, получившей в итоге название 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, а проще – Sturmtiger.

Испытания и налаживание производства новой САУ затянулись. Как утверждают историки, понимая истинное положение дел на фронтах, ряд высших офицеров Рейха считали бессмысленным тратить ресурсы на производство такой техники. Однако летом 1944-го машина всё-таки была запущена в серию.

-2

Чтобы не останавливать выпуск более необходимых Pz.Kpfw. VI, решено были использовать для постройки «Штурмтигров» шасси танков, эвакуированных с фронтов для восстановления или капитального ремонта. Серьёзных изменений в этом случае не требовалось. Трансмиссионное отделение оставалось в носовой части корпуса, силовая установка – в кормовой. Вместо демонтированной башни на корпус болтами крепилась просторная бронированная рубка, в которой совмещались боевое отделение и отделение управления.

Вооружение «Штурмтигра» состояло из пулемёта MG 34 с боекомплектом на 1500 патронов и главного орудия – бомбомёта Raketenwerfer 61 (пусковая ракетная установка). Монтировался он на шаровой установке, которая позволяла поворачивать короткий ствол (5,4 калибра) в пределах 10 º влево и вправо по горизонтали и в пределах 85 º по вертикали. Боекомплект бомбомёта состоял из 14 ракет с твердотопливными двигателями. Весили они по 351 кг каждая, из которых 125 кг составляло взрывчатое вещество.

По ходовым характеристикам машина получилась похожей на «Тигр», разгоняясь по шоссе до 38 км/ч (всего на 7 км/ч меньше, чем танк), с запасом хода в 100 км. Правда, в наследство от «Тигров» САУ получила и все проблемы с ходовой. Она и нагрузку тяжёлого танка с трудом выдерживала, а лишние 10 т боевой массы «Штурмтигра» для неё стали практически запредельными.

-3

Первая партия выпущенных Sturmtiger состояла из 12 боевых машин. Официальный старт производства датировался 13 августа 1944 года. Последняя из этих машин сошла с конвейера 21 сентября. И только через месяц высшее командование поставило новые САУ на вооружение. Практически сразу началось изготовление и второй партии «Штурмтигров». Но с этим возникли трудности. Ситуация на фронтах к тому моменту поменялась окончательно. Немцы спешно отступали. Возникли проблемы с эвакуацией неисправных и подбитых «Тигров» с поля боя. Как следствие, количество корпусов для переделки в Sturmmörser Tiger значительно сократилось. В итоге до декабря 1944 года удалось «соорудить» только 5 боевых машин этой модели. Эта пятёрка стала последней из выпущенных «Штурмтигров». Так что в войска их было отправлено всего 17 единиц.

Хотя повоевать удалось и самой первой машине, т.е. прототипу. В августе 1944-го он поучаствовал в боях с небронированной рубкой. Затем прототип обзавелся стандартным вариантом рубки, но только для того, чтобы в ноябре быть окончательно списанным. Впрочем, «поучаствовать в боях» – это громко сказано. В августе 1944 года прототип, а через несколько дней и первая машина из серийной партии, были привезены в Варшаву для подавления восстания. Так что получилось скорее тестирование новых машин. И показали они себя неплохо. На небольших дистанциях со своей задачей «монстры» вполне справлялись. А вот при расчётной дальности стрельбы в 4,5–5,5 км, о точности попаданий приходилось только мечтать.

В конце 1944 года все собранные боевые машины были распределены между тремя ротами и отправлены на западный фронт. Известно, что реально повоевать удалось только «Штурмтиграм» 1001-й роты. Они неплохо потрепали англо-американцев после занятия теми укреплений, так называемой «Линии Зигфрида». Есть информация, что Sturmtiger всего одним выстрелом уничтожил сразу три американских танка М4 «Шерман» и повредил ещё пять. И это, пожалуй, все «подвиги» монстроподобных гитлеровских САУ. Уже в марте–апреле 1945 года «Штурмтигры» были выведены из строя. Причём самими немцами. Экипажи бросали и взрывали тяжёлые бронированные машины после полного расхода топлива и боекомплекта.

-4

Эксперты и по сей день не могут дать однозначную оценку 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger. Как и многие другие, разработанные немцами после 1943 года экземпляры вооружений, эта машина попала в войска весьма сырой. А вот после должной доработки и в случае применения по назначению она, возможно, могла бы стать грозным оружием.