Курсовая работа посвящена исследованию основных ролей и функций современного руководителя в системе управления человеческими ресурсами. В работе раскрывается понятие и характеризуется роль личных и деловых качеств руководителя, выявляется сущность стилей управления, описываются факторы, формирующие стиль работы руководителя. В работе разработаны рекомендации по совершенствованию деловых качеств и организации личного труда, а также выявлены направления совершенствования стиля руководства.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
Введение
1. Современный руководитель: понятие, роль, основные функции
1.1 Понятие и роль личных и деловых качеств руководителя
1.2 Сущность стилей управления (руководства)
1.3 Факторы, формирующие стиль работы руководителя
2. Рекомендации по совершенствованию работы руководителя
2.1 Совершенствование деловых качеств и организации личного труда
2.2 Совершенствование стиля руководства
Заключение
Список литературы 32 стр.
Введение
Актуальность темы. Концепция эффективного руководства начала формироваться в 30-е годы двадцатого столетия. Первоначально в ее содержание была положена личностная концепция лидерства. Она сформировалась в результате многочисленных исследований характеристик управленцев, их личных качеств, способностей обеспечить достижение высоких результатов. Одни качества считались врожденными, другие - формировавшимися в процессе социального взаимодействия. Многочисленные научные исследования были связаны с выявлением наиболее значимых личностных факторов эффективности руководителя, выработкой методов их измерения, развития, воспитания.
Вместе с тем, практика дальнейшего развития менеджмента не дала однозначного подтверждения связи между личными качествами менеджера и успешностью управления. В 40-е годы зародилось направление, названное поведенческой концепцией эффективного менеджмента. Согласно этой концепции эффективность управления определяется не личными качествами менеджера, а его поведением по отношению к подчиненным. Центр внимания исследователей перемещается в сторону поиска оптимального способа взаимодействия руководителя с персоналом, обеспечивающего достижение наилучшего результата. Поведенческая концепция явилась следующим шагом в изучении теории лидерства. Она способствовала разработке программ профессионального обучения менеджеров.
Современный подход к оценке руководства позволяет в каждой конкретной ситуации подбирать наиболее подходящий стиль руководства, побуждающий подчиненных действовать в соответствии с волей руководителя. Для эффективного руководства важно правильно понимать и оценивать такие слагаемые образа руководителя, как его функции, роли, качества, стили руководства и организация личного труда. Актуальной остается проблема повышения эффективности труда руководителя современной организации.
Степень изученности темы. Исследованию ролей и функций руководителя организации в системе управления персоналом посвящено множество исследований современных ученых, в частности: А.С. Балиной, Д.В. Гергерт, В.Н. Карпенко, С.В. Корольковой, Е.А. Кучер, О.И. Лебедкиной, А.В. Мертиковой, О.И. Пашкевич, М.Х. Рахматова, Н.Б. Саханского, А.В. Селиверстовой, Л.Т. Тлехурай-Берзеговой, Т.А. Хохоева, Д.О. Черкасова, Ю.Г. Яхиной и др.
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных ролей и функций современного руководителя в системе управления человеческими ресурсами.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и охарактеризовать роль личных и деловых качеств руководителя;
- выявить сущность стилей управления (руководства);
- описать факторы, формирующие стиль работы руководителя;
- разработать рекомендации по совершенствованию деловых качеств и организации личного труда;
- выявить направления совершенствования стиля руководства.
Объектом исследования являются система управления человеческими ресурсами в современной организации.
Предметом исследования является организация труда и стиль управления руководителя организации.
Теоретическую и методологическую основуисследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, которые охватывают широкий спектр вопросов по управлению человеческими ресурсами и кадровой политике.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе применена совокупность общенаучных и специальных методов: анализа, синтеза, обобщения, абстрактно-логический метод (для определения сущности и соотношения основных теоретических понятий и категорий), системный подход (для определения условий и направлений усовершенствования работы руководителя в системе управления человеческими ресурсами).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Курсовые, дипломные работы, диссертации по менеджменту. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.
1. Современный руководитель: понятие, роль, основные функции
1.1 Понятие и роль личных и деловых качеств руководителя
Необходимо отметить, что система управления является многогранным и многофункциональным понятием, включающим в себя различные аспекты функционирования организации. Роль руководителя и управление организацией неразрывно связаны.
Селиверстова А.В. отмечает, что система управления организацией содержит в себе неотъемлемые компоненты:
- управленческая роль руководителя,
- профессиональная роль руководителя.
Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства.
Пашкевич О.И. определяет руководителя в качестве лица, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
Лидером признаётся член группы, которому предоставляется группой право на принятие важных решений. Его авторитет базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Емельянова А. А. также отмечает, что если официально назначенный руководитель обладает лидерскими качествами и становится лидером коллектива, это уже успех организации.
В современных условиях постоянно растущей конкуренции, требования к руководителю становятся жесткими. Сегодня недостаточно быть просто руководителем. Одна из составляющих успешного существования организации - управленец-лидер. Руководители различается по видам звеньев, что наглядно представлено на рис. 1.
Мертикова А.В. отмечает, что под понятием «менеджер» понимается руководитель, занимающий должность постоянно, который имеет и реализует наделённые на него полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности предприятия.
Генри Минцбергом выделены роли менеджеров, которые в совокупности охватывают все функции управления, выполняемые менеджерами. Они наглядно представлены на рисунке 2.
Классификация менеджеров на основании характера и важности выполняемых функций менеджерами, предложенная американским учёным - Питером Друкером, представлена на рисунке 3.
1.3 Факторы, формирующие стиль работы руководителя
На стиль управления влияют человеческие и деловые качества руководителей. Формирование стиля происходит из потребности в рациональных методах и формах для достижения целей.
Выделяют следующие параметры направленности стиля, которые наглядно представлены на рисунке 9.
Авторитарное управление допустимо для рутинных задач и при недостаточной квалификации сотрудников путём мотивации.
Лебедкина О.И. отмечает, что формирование стиля управления определяется следующими факторами, которые наглядно представлены на рисунке 10.
В соответствии с рисунком 10, первую группу факторов составляет руководитель (его характеристики) и параметры ситуации. Они являются основой стиля.
В соответствии с рисунком 10, вторую группу факторов составляет кроме ресурсов личности руководителя и другие составляющие, например, рыночная ситуация, процесс производства, коллектив. Что в итоге приводит к разным проявлениям стилей руководства.
Эффективность стилей руководства и факторы, обуславливающие их применение, наглядно представлено в таблице 1.
Список литературы
1. Ахметгареева Р.Н. Требования к личности руководителя / Р.Н. Ахметгареева // Вестник современных исследований. 2018. № 11.1 (26). С. 9-10.
2. Балина А.С. Роль руководителя в системе управления персоналом по разрешению конфликтов в коммерческой организации / А.С. Балина, Н.Б. Итунина // Творческое наследие и современность. 2018. № 4. С. 10-16.
3. Барчан Н.Н. Перманентное накопление опыта работы руководителей и специалистов в изменяющихся условиях / Н.Н. Барчан, М.Е. Змиенко // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 4 (35). С. 26-28.
4. Бикметов Е.Ю. Методологические аспекты активизации культурно-интеллектуального потенциала современного менеджера / Е.Ю. Бикметов, Г.Ф. Кунгурцева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 23-36.
5. Бова И.С. Методики оценки функционального наполнения моделей лидерского управления коммерческими компаниями / И.С. Бова // Финансовые исследования. 2018. № 2 (59). С. 78-86.
6. Богрянцева М.В. Индивидуальная и коллективная мотивация работников организаций / М.В. Богрянцева, В.М. Плешаков // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 143.
7. Валиева Э.И. Имидж руководителя организации / Э.И. Валиева // Научные исследования: теория, методика. 2018. С. 321-322.
8. Гергерт Д.В. Академический руководитель образовательной программы: роль, функции, эффективность. / Д.В. Гергерт, Д.Г. Артемьев // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 75-87.
9. Гильманов Т.А. Эволюция подходов к сущности стратегии развития организации / Т.А. Гильманов, Е.М. Михайлова // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. 2018. С. 234-238.
10. Глушакова Е.В. Экономическое обоснование комплексной оценки профессиональных компетенций руководителей / Е.В. Глушакова // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне. 2018. С. 153-157.
11. Гордеева И.Ю. Управление как достижение цели / И.Ю. Гордеева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2018. С. 23-25.
12. Дорофеев В.А. Системный взгляд на проблему доверия руководителю в организации / В.А. Дорофеев // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-гия. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 113-116.
13. Казимировских А.И. Особенности обучения руководителей подразделений в организациях / А.И. Казимировских // Молодежь и наука. 2018. № 7. С. 23.
14. Карпенко В.Н. Личность руководителя хореографического коллектива в процессе обучения и воспитания / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко // Культурная жизнь Юга России. 2018. С. 160-167.
15. Кузеванова В.В. Деятельность руководителя в системе социальной защиты населения: стереотипы и инновации / В.В. Кузеванова, М.Г. Новикова // Научный журнал Дискурс. 2018. № 11 (25). С. 147-157.
16. Курбатова П.В. Исследование рынка автоматизированных систем учета рабочей активности сотрудников / П.В. Курбатова // Экономика, бизнес, инновации. 2019. С. 235-239.