Найти в Дзене

Курсовая работа: "Руководитель в системе управления человеческими ресурсами - основные роли и функции".

Оглавление

Курсовая работа посвящена исследованию основных ролей и функций современного руководителя в системе управления человеческими ресурсами. В работе раскрывается понятие и характеризуется роль личных и деловых качеств руководителя, выявляется сущность стилей управления, описываются факторы, формирующие стиль работы руководителя. В работе разработаны рекомендации по совершенствованию деловых качеств и организации личного труда, а также выявлены направления совершенствования стиля руководства.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

1. Современный руководитель: понятие, роль, основные функции

1.1 Понятие и роль личных и деловых качеств руководителя

1.2 Сущность стилей управления (руководства)

1.3 Факторы, формирующие стиль работы руководителя

2. Рекомендации по совершенствованию работы руководителя

2.1 Совершенствование деловых качеств и организации личного труда

2.2 Совершенствование стиля руководства

Заключение

Список литературы 32 стр.

Введение

Актуальность темы. Концепция эффективного руководства начала формироваться в 30-е го­ды двадцатого столетия. Первоначально в ее содержание была положена лич­ностная концепция лидерства. Она сформировалась в результате многочис­ленных исследований характеристик управленцев, их личных качеств, спо­собностей обеспечить достижение высоких результатов. Одни качества счи­тались врожденными, другие - формировавшимися в процессе социального взаимодействия. Многочисленные научные исследования были связаны с вы­явлением наиболее значимых личностных факторов эффективности руково­дителя, выработкой методов их измерения, развития, воспитания.

Вместе с тем, практика дальнейшего развития менеджмента не дала од­нозначного подтверждения связи между личными качествами менеджера и успешностью управления. В 40-е годы зародилось направление, названное поведенческой концепцией эффективного менеджмента. Согласно этой кон­цепции эффективность управления определяется не личными качествами ме­неджера, а его поведением по отношению к подчиненным. Центр внимания исследователей перемещается в сторону поиска оптимального способа взаи­модействия руководителя с персоналом, обеспечивающего достижение наилучшего результата. Поведенческая концепция явилась следующим шагом в изучении теории лидерства. Она способствовала разработке программ про­фессионального обучения менеджеров.

Современный подход к оценке руководства позволяет в каждой кон­кретной ситуации подбирать наиболее подходящий стиль руководства, по­буждающий подчиненных действовать в соответствии с волей руководителя. Для эффективного руководства важно правильно понимать и оценивать такие слагаемые образа руководителя, как его функции, роли, качества, стили руко­водства и организация личного труда. Актуальной остается проблема повышения эффективности труда руко­водителя современной организации.

Степень изученности темы. Исследованию ролей и функций руководителя организации в системе управления персоналом посвящено множество исследований современных ученых, в частности: А.С. Балиной, Д.В. Гергерт, В.Н. Карпенко, С.В. Корольковой, Е.А. Кучер, О.И. Лебедкиной, А.В. Мертиковой, О.И. Пашкевич, М.Х. Рахматова, Н.Б. Саханского, А.В. Селиверстовой, Л.Т. Тлехурай-Берзеговой, Т.А. Хохоева, Д.О. Черкасова, Ю.Г. Яхиной и др.

Цель курсовой работы заключается в исследовании основных ролей и функций современного руководителя в системе управления человеческими ресурсами.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и охарактеризовать роль личных и деловых качеств руководителя;

- выявить сущность стилей управления (руководства);

- описать факторы, формирующие стиль работы руководителя;

- разработать рекомендации по совершенствованию деловых качеств и организации личного труда;

- выявить направления совершенствования стиля руководства.

Объектом исследования являются система управления человеческими ресурсами в современной организации.

Предметом исследования является организация тру­да и стиль управления руководителя организации.

Теоретическую и методологическую основуисследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, которые охватывают широкий спектр вопросов по управлению человеческими ресурсами и кадровой политике.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе применена совокупность общенаучных и специальных методов: анализа, синтеза, обобщения, абстрактно-логический метод (для определения сущности и соотношения основных теоретических понятий и категорий), системный подход (для определения условий и направлений усовершенствования работы руководителя в системе управления человеческими ресурсами).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

-2

Курсовые, дипломные работы, диссертации по менеджменту. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

1. Современный руководитель: понятие, роль, основные функции

1.1 Понятие и роль личных и деловых качеств руководителя

Необходимо отметить, что система управления является много­гранным и многофункциональным понятием, включающим в себя раз­личные аспекты функционирования организации. Роль руководителя и управление организацией неразрывно связаны.

Селиверстова А.В. отмечает, что система управления организацией со­держит в себе неотъемлемые компоненты:

- управленческая роль руководителя,

- профессиональная роль руководителя.

Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства.

Пашкевич О.И. определяет руководителя в качестве лица, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Лидером признаётся член группы, которому предоставляется группой право на принятие важных решений. Его авторитет базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Емельянова А. А. также отмечает, что если официально назначенный руководитель обладает лидерскими качествами и становится лидером коллектива, это уже успех организации.

В современных условиях постоянно растущей конкуренции, тре­бования к руководителю становятся жесткими. Сегодня недостаточно быть просто руководителем. Одна из составляющих успешного суще­ствования организации - управленец-лидер. Руководители различается по видам звеньев, что наглядно представлено на рис. 1.

Рисунок 1.  Звенья в руководстве
Рисунок 1. Звенья в руководстве

Мертикова А.В. отмечает, что под понятием «менеджер» пони­мается руководитель, занимающий должность постоянно, который имеет и реализует наделённые на него полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности предприятия.

Генри Минцбергом выделены роли менеджеров, которые в сово­купности охватывают все функции управления, выполняемые менедже­рами. Они наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок  2. Роли в совокупности, охватывающие все функции управления, выполняемые менеджерами
Рисунок 2. Роли в совокупности, охватывающие все функции управления, выполняемые менеджерами

Классификация менеджеров на основании характера и важности выполняемых функций менеджерами, предложенная американским учёным - Питером Друкером, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные категории менеджеров
Рисунок 3. Основные категории менеджеров

1.3 Факторы, формирующие стиль работы руководителя

На стиль управления влияют человеческие и деловые качества руководителей. Формирование стиля происходит из потребности в ра­циональных методах и формах для достижения целей.

Выделяют следующие параметры направленности стиля, кото­рые наглядно представлены на рисунке 9.

Рисунок 9.  Микросоциальные факторы направленности стиля
Рисунок 9. Микросоциальные факторы направленности стиля

Авторитарное управление допустимо для рутинных задач и при недостаточной квалификации сотрудников путём мотивации.

Лебедкина О.И. отмечает, что формирование стиля управления определяется следующими факторами, которые наглядно представлены на рисунке 10.

Рисунок 10.  Факторы, влияющие на стиль руководства
Рисунок 10. Факторы, влияющие на стиль руководства

В соответствии с рисунком 10, первую группу факторов состав­ляет руководитель (его характеристики) и параметры ситуации. Они яв­ляются основой стиля.

В соответствии с рисунком 10, вторую группу факторов состав­ляет кроме ресурсов личности руководителя и другие составляющие, например, рыночная ситуация, процесс производства, коллектив. Что в итоге приводит к разным проявлениям стилей руководства.

Эффективность стилей руководства и факторы, обуславливающие их применение, наглядно представлено в таблице 1.

Список литературы

1. Ахметгареева Р.Н. Требования к личности руководителя / Р.Н. Ахметгареева // Вестник современных исследований. 2018. № 11.1 (26). С. 9-10.

2. Балина А.С. Роль руководителя в системе управления персоналом по разрешению конфликтов в коммерческой организации / А.С. Балина, Н.Б. Итунина // Творческое наследие и современность. 2018. № 4. С. 10-16.

3. Барчан Н.Н. Перманентное накопление опыта работы руководителей и специалистов в изменяющихся условиях / Н.Н. Барчан, М.Е. Змиенко // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 4 (35). С. 26-28.

4. Бикметов Е.Ю. Методологические аспекты активизации культурно-интеллектуального потенциала современного менеджера / Е.Ю. Бикметов, Г.Ф. Кунгурцева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 23-36.

5. Бова И.С. Методики оценки функционального наполнения моделей лидерского управления коммерческими компаниями / И.С. Бова // Финансовые исследования. 2018. № 2 (59). С. 78-86.

6. Богрянцева М.В. Индивидуальная и коллективная мотивация работников организаций / М.В. Богрянцева, В.М. Плешаков // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 143.

7. Валиева Э.И. Имидж руководителя организации / Э.И. Валиева // Научные исследования: теория, методика. 2018. С. 321-322.

8. Гергерт Д.В. Академический руководитель образовательной программы: роль, функции, эффективность. / Д.В. Гергерт, Д.Г. Артемьев // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 75-87.

9. Гильманов Т.А. Эволюция подходов к сущности стратегии развития организации / Т.А. Гильманов, Е.М. Михайлова // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. 2018. С. 234-238.

10. Глушакова Е.В. Экономическое обоснование комплексной оценки профессиональных компетенций руководителей / Е.В. Глушакова // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне. 2018. С. 153-157.

11. Гордеева И.Ю. Управление как достижение цели / И.Ю. Гордеева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2018. С. 23-25.

12. Дорофеев В.А. Системный взгляд на проблему доверия руководителю в организации / В.А. Дорофеев // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-гия. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 113-116.

13. Казимировских А.И. Особенности обучения руководителей подразделений в организациях / А.И. Казимировских // Молодежь и наука. 2018. № 7. С. 23.

14. Карпенко В.Н. Личность руководителя хореографического коллектива в процессе обучения и воспитания / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко // Культурная жизнь Юга России. 2018. С. 160-167.

15. Кузеванова В.В. Деятельность руководителя в системе социальной защиты населения: стереотипы и инновации / В.В. Кузеванова, М.Г. Новикова // Научный журнал Дискурс. 2018. № 11 (25). С. 147-157.

16. Курбатова П.В. Исследование рынка автоматизированных систем учета рабочей активности сотрудников / П.В. Курбатова // Экономика, бизнес, инновации. 2019. С. 235-239.