Легкий темперамент воздуха заключает в себе, как, впрочем, и остальные стихии, сразу две грани: с одной стороны, может сделать человека ветренным, ни к чему не привязанным и не испытывающим глубоких чувств, легкомысленным бездельником и не находящим ни в чем смысл нигилистом.
Но в другом случае – все та же легкость и способность отрываться от обыденности позволяет дистанцироваться в хорошем смысле слова от проблем, дарит умение посмотреть на любую ситуацию сверху, с высоты птичьего полета, ухватить издалека ее общую суть. И если первое состояние не ведет ни к чему кроме откровенной плоскости мысли, то второе является фундаментом для абстрактного мышления.
Необязательно, что в конкретном человеке Воздух должен быть проявлен либо только своей Тенью, либо одним лишь Светом. Может возникнуть и смешанная история: когда человек слывет интеллектуалом в своем ремесле, где он экспертен, но рассуждает поверхностно и негативно в чем-то ином, или даже о жизни в целом. Об этом стоит помнить и подвергать авторитеты сомнению, не создавать себе кумиров. Авторитеты нужны, но опираться на них стоит гибко, осознавая, что нет одного какого-то гуру, мудреца или просветленного, который знает об этой жизни абсолютно все. А есть весьма разные люди, которые также когда-то чего-то не знали, но много трудились и дошли до определенного понимания. И, поверьте мне, воздушному психотипу, что истина точится долго и кропотливо: хоть она и бестелесна, но тверда словно алмаз.
Любой, кто хоть раз в жизни писал научный труд, знает, как это непросто: когда каждое слово в тексте имеет свое значение, поэтому его следует употребить точно и уместно, либо – исключить; когда важны не только факты исследования, но и то, каким образом ты их собираешь; когда важно учесть всевозможные погрешности, ведь не бывает идеального, “чистого” эксперимента и т.д. И обычно все эти старания завершаются выводом в одну или две фразы, максимум – в абзац, но чтобы утверждать то, что в нем написано, следовало проделать большую работу.
Я не говорю теперь, что любой воздух – обязательно человек науки, но однозначно – человек знания, и это знание старается не исказить. Есть, конечно, и пустословы, за речами которых ничего не стоит. Они надевают маску вещателя правды и обманывают доверчивых. К сожалению, на их уловки запросто попадутся те, кто имеют воздух в слабых функциях и не отличают его теневой стороны. Меж тем, информация не так уж безвредна, как можно решить. Она может создавать неверное представление о конкретном предмете и даже повлиять на мировоззрение в целом. Я бы сказала, что “здоровое” инфополе не манипулирует вами: не пугает вас специально, не дает категоричных оценок, не обобщает чрезмерно там, где нет этой обобщенности. Оно не давит, но предоставляет выбор. Не обесценивает, не погружает в негатив, а напротив – подсвечивает возможности. Оно говорит с вами серьезно, по-взрослому, на равных. Дает объемный, рельефный вид реальности.
Можно сказать, что любая здоровая информация поднимает ваш ресурс, уровень вашей энергии, на незримом уровне улучшает жизнь. Поэтому всякое обучение я никогда не считаю лишним, и советую его в любом возрасте и формате, если есть такое желание! Но надо быть осторожным: в наше “воздушное” время, когда развелось много учителей и гуру, специалистов по саморазвитию, лекторов и курсов на самые разные темы и специализации, а каждый первый теперь журналист в своих собственных соцсетях – важно не запутаться и выбрать верный источник. Если мы говорим про образование, то классическое университетское или курсы при институтах – предпочтительнее.
Но только не решите, что воздух – это единственный ум человека, и те, у кого он не в сильной позиции – глупы. Вовсе нет. Это – очень распространенный в наше “воздушное” время комплекс, под влияние которого попадают представители остальных характеров. Воздух отвечает за понятийное мышление, за логическое, вербальное, за выстраивание причинно-следственных связей, и за инсайты, конечно. За общие модели и абстракции.
Но это – далеко не все, чем ограничивается человеческий ум. Он – гораздо богаче на способности. Есть, к примеру, музыкальный интеллект, когда человек хорошо воспринимает мелодию и ритм, в результате чего может создавать и исполнять музыку, писать стихотворения. Внутриличностный – помогает различать и анализировать собственные чувства и эмоции, и эти способности к рефлексии пригождаются в писательском, журналистском деле, в работе психолога, да и просто в обыденной жизни. Близкий к нему межличностный интеллект заключается в умении анализировать состояния и чувства уже других людей, устанавливать связи с ними и между ними. Такой вид интеллекта есть у менеджеров, политиков, педагогов и дипломатов. Натуралистический тип мышления приводит людей в профессии, связанные с окружающим миром – c растениями и животными, с явлениями природы: эколог, фермер, геолог, археолог и другие. Обладатели телесно-кинестетического ума – хорошие танцоры и спортсмены, фотомодели и актеры, но также хирурги, механики и ремесленники. Для них тело – главный инструмент самореализации: они любят задействовать его в физических нагрузках, и, благодаря развитой мелкой моторике, также любят мастерить руками. Визуально – пространственный интеллект позволяет чувствовать пространство и цвет, форму, быть успешным в геометрии и рисовании, черчении, а в дальнейшем преуспеть в профессии дизайнера, художника или инженера… Из приведенных определений становится очевидно, что нельзя свести весь человеческий интеллект к умению абстрагироваться и строить теоретические модели. Ум бывает и эмоциональным, и практическим тоже.
К знаниям люди могут подходить через свою сильную стихию в принципе, то есть необязательно через “воздух” как таковой. Так, например, один мой знакомый довольно посредственно обучался в школе, а затем томился от скуки и в институте. Однако, как только он – человек огня, начал занимать начальствующую должность в отделе, то сразу заинтересовался и языком, и кое-какими техническими и математическими знаниями, и даже психологией, которая открывала ему путь к пониманию подчиненных. Его мотивировали цели, стоящие перед ним, и теперь он был готов освоить все необходимые знания, при том с завидной быстротой…
Типы же воды и земли любят получать информацию от людей, они – настоящие коммуникаторы и невербалы. Например, в процессе дружеского общения, где им что-то поведают в форме красочного и свободного рассказа. Для них весьма подходят живые лекции, где существует диалог с преподавателем и одногруппниками, различные семинары, тренинги и рабочие группы.
Текстовую информацию они воспринимают хуже, если только речь не про художественную литературу, что уже сама по себе соткана из чувств и состояний. Им также хороши разные иллюстрации, картинки, наглядные примеры из жизни. Не откажутся они и от перчинки, от юмора, который приправит для них информацию, сделает ее более запоминающейся.
Надо сказать, что вместе с тем, как во мне полноценно открылся водный (чувственный) радикал, я также стала отдавать предпочтение живым лекциям, а не самостоятельному чтению. А еще открыла для себя новый, более интуитивный, способ обучения. Заключается он в том, что знания поступают не сверху, по некоему плану или заданной программе, рамке, а представляют из себя ответы на те вопросы, которыми задаешься изнутри. Вопрос интуитивно дозревает сам, и когда он оформляется, ты становишься готов воспринимать ответ, всецело в нем заинтересован и ему открыт. И так как поиск начинается с твоего собственного запроса, то приходящая информация не только хорошо усваивается, но и вызывает инсайт, а чаще даже и не один. Эффект от такого обучения максимально хорош, ведь оно строится на чистой мотивации, без всякого насилия над собой, а значит, и без сопротивления. Вперед ведут собственные чувства, интерес, и выносят на своих волнах к нужным тебе берегам…
Как видите, мышление необязательно в одностороннем порядке “воздушное”, как и способы обучения – могут быть самыми разнообразными, и хорошо, когда в учебном процессе их гармонично между собой комбинируют.
Но вернемся к вопросу о том, что будет, если человек излишне фиксирован в “воздушном” состоянии. При таком перекосе мы имеем личность, скорее всего, дигитальную, излишне рациональную, для которой неведомы иные каналы восприятия жизни, кроме как через рассудок и логику. Во всем она будет руководствоваться понятиями пользы и функциональности, забывая про удовольствие и желания, про чувства и ощущения, нередко и про личный комфорт. В результате своей оторванности от тела и эмоций “воздушный” человек, ставший дигиталом, может часто болеть и накапливать психологические проблемы, если, конечно, не обеспечит соответствующий его типу образ жизни, делающий его более адаптивным (например, с помощью подходящей профессии, вроде программиста или математика). По сути, это – способ сбежать в голову, откинув, словно ящерица хвост, свои травматичные переживания, если психика сочла их слишком болезненными. Но есть и другие варианты бегства: например, маниакальная взбудораженность, когда человек спасается от чувства нарастающей внутри угнетенности и тоски через их отрицание, и уходит в активность, энергичность и юмор, да и во все, что отвлекает от эмоционального страдания в принципе. Свою печаль и одиночество он надежно скрывает, и, прежде всего, от себя самого, поэтому окружающие люди редко могут заподозрить в нем эти мучительные состояния…
И так, Воздух соотносится, главным образом, со сферой мышления. Воздух часто бежит по поверхности, но собирает большие потоки информации, а затем ловко и умело комбинирует их то в одну, то в другую мысль, получая время от времени диковинные инсайты. Он же способен подняться сколь угодно высоко над любой ситуацией, чтобы представить ее абстрактно, как теорию, или увидеть философию происходящего. Мышление Воздуха – это взятие высоты, с которой свободно дышится и ясен общий замысел.
Но, порой, бывает так, что независимость оборачивается для воздушного человека отрывом от жизни и потерей ее смысла.
Подобная личность стремится держаться на дистанции от окружающих, ревностно охраняя свое одиночество и не формируя близких связей. Именно воздушные люди нередко предлагают обществу разнообразные формы брака, как, например, гостевой, свободные отношения и прочее брачное меню на любой вкус и потребности. Они же – ушедшие на добровольную изоляцию городские одиночки или более подвижные скитальцы, ведущие весьма нестабильную и беспокойную жизнь, но не способные остановиться у какого-либо берега. Оторванность в конечном итоге может прорасти и в духовную сферу, когда, обладая целым набором энциклопедических знаний, человек-воздуха не знает по-настоящему ни один из предметов своего внимания, и не стал ни в одной области экспертом. По этой причине у Воздуха нередко создается ощущение, что он все на свете знает, но нигде не находит смысла: словно каждая его находка оказывается очередной пустышкой и обманом. Разочарованный таким положением дел Воздух становится скептиком и сеет вокруг себя угнетенность и настроение отрицания. Он больше не вдохновляется и не воспаряет, а прячет за своим нигилизмом пугающую пустоту и отсутствие истины, которую искал, но так и не нашел, и в конечном счете впал в уныние. Для него все в равной степени безразлично и относительно, иллюзорно, но лишь потому, что он избегает полнокровное проживание жизни, с ее чувствами, ощущениями и вызовами.
Стоит же ему осознать это и привести себя к гармоничному состоянию, как жизнь постепенно наполнится красками, а мысли и идеи перестанут быть плоскими и сухими, и также нальются нужными соками, обретут свой объем и, наконец уже, ценность.
P.S. С опорой на книгу: “Природа темперамента. Как научиться понимать себя и близких.” Хайо Банцхаф.