— Соня, спасибо тебе большое, что ты согласилась поговорить! Как тебе отдыхается?
— Хорошо!
— А для тебя каникулы – это прямо отдохнуть и ничего не поделать, или поделать то, до чего руки обычно не доходят и времени не хватает?
— Да, вообще, у меня такого нет, чтобы руки не доходили или времени не хватало, потому что то, что мне хочется, я делаю. А так, чтобы вообще ничего не делать, у меня тоже такого нет. Я просто люблю вечно чем-то заниматься.
— О, это классно. А чем ты занимаешься на каникулах?
— Ну, конкретно сейчас я пытаюсь починить светодиодную ленту, потому что я её случайно порвала, когда распутывала.
— Получается?
— В общем, да, так комнату украшаю.
— Классно! А вообще, вот я хотела поговорить, сейчас так много всего в жизни, то есть столько всяких вариантов. Даже когда смотришь на выходные в Москве, миллион всего, куда можно пойти, посмотреть. Вот это мешает или это классно и это возможности, и ты этим пользуешься?
— Мне кажется, когда есть большой выбор, это очень круто, просто потому что у тебя есть большой выбор. Ты можешь пойти либо туда, либо туда, либо ещё куда-нибудь. Но я больше предпочитаю прогулки с друзьями. Мне даже, кстати, всё равно, куда я пойду. Главное, какой человек будет рядом со мной.
— А скажи, как ты думаешь, твоему поколению легко живётся? Ребята твоего возраста – вы как-то похожи или все разные? Ты чувствуешь, что ты какое-то особое поколение, что те, кто старше тебя, отличаются, и те, кто младше, тоже какие-то не такие?
— Мне кажется, что те, кто старше, у них намного всё было проще, потому что, ну, раньше, вот, допустим, в СССР, там же не было этого всего. Если смотреть на мамино детство, я так этому детству завидую, правда, потому что у неё не было ни телефонов, ничего вот этого, и у неё были рядом везде друзья, то есть, прям вообще везде. Там, где мы живём, там ещё и мама с детства жила, это такой район, где домики рядом, и все-все друг друга знают, и это так прикольно, у тебя все друзья, все выходят во двор, ты со всеми гуляешь, никто не сидит в телефонах, у вас всё общее, вот эти компании, это же так круто. А то, что сейчас, вот, выйдешь на улицу, одни дети, допустим, те, у которых ещё, в принципе, телефона нет, и они просто маленькие, либо же те, которые просто вышли покататься на каких-то самокатах, я их не знаю. Других детей я просто не вижу, они сидят по домам.
— Но тебе же как-то удаётся дружить, вот у тебя же есть компания, с которой ты гуляешь.
— А у меня это компания людей, которые, как я, сейчас за городом, и у меня тут вот мои соседние дома это мои лучшие друзья, и вот мы с ними собираемся и в Москве и гуляем.
— Понятно, то есть всё-таки тебе, получается, удаётся эту культуру сохранять, которая ещё мамина культура.
— Ну да, мне нравится.
— А есть ли какой-нибудь человек, на которого ты бы хотела быть похожа? Может быть, в прошлом или сейчас какой-то известный человек.
— Возможно, если равняться, то как-то отдалённо у меня может вспоминаться мой папа, потому что он добился многого в жизни. И по мне, так у него жизнь была реально очень интересная, насыщенная. Конечно, не без проблем, но всё же прям реально очень крутая.
— Наверное, проблем никогда не избежать?
— Конечно. Может быть, был такой человек, который прожил всю жизнь, и вообще ему было кайфово. С ним ничего такого сложного не было. Этот человек, он просто не замечал эти проблемы или решал их настолько быстро и удобно, что просто их даже не замечал, но проблемы всегда есть. Просто, смотря как ты на них реагируешь и как ты их решаешь.
— А в твоей жизни случаются проблемы?
— Конечно.
— А они про что? С чем связаны?
— У меня так получается, что когда я болела, я пропустила много школы. Мне школу нужно было догонять и самой проходить пропущенное. И было тяжеловато, но я просто перед контролем все повторяю, потому что я же все делаю и записываю в тетради. И я просто это все повторяю и стараюсь. Ну, в общем, все равно на каждом своем уровне есть свои определенные проблемы. Но, когда ты маленький, лет пяти, у тебя проблема, что тебе конфеты не дают. А когда, возраст двадцать пять, то у тебя проблема – денег не хватает, допустим. А потом идёт ещё больше проблем или их меньше становится. Там уже просто как пойдет.
— Логично. Ты старательная ученица? То есть ты стараешься, чтобы в школе у тебя все было окей?
— Я не могу сказать, что у меня прям вечно хорошие оценки, но то, что я стараюсь не тупить, это да, потому что потом сложно будет.
— А у тебя какая-то цель есть в образовании? Ты думаешь про будущее?
— Нет, я вообще не знаю, честно, вообще.
— А скажи тогда, есть ли у тебя предположение, сейчас в школе адекватная программа для этой жизни, для этого мира, для вашего поколения? Или надо что-то другое?
— По мне так то, что идёт в школьной программе после шестого класса, это лично моё субъективное мнение, это просто начинается уже обыкновенное развитие мозга. Обычно просто какие-то вот буквально два-три предмета, которые реально пригодятся. Допустим, зачем мне потом нужны будут косинусы и синусы? Мне это не понадобится, это просто для развития мозга, чтобы он не стоял на месте, узнавал что-то новое и продвигался. Но сам факт, что это не пригодится в жизни, это есть. Но в школе могут не договаривать то, что реально пригодится. Допустим, как оплачивать какую-нибудь коммуналку. Как в госуслугах что-то делать. Это же тоже нужно понимать. И всё потом это находит человек самостоятельно. То, что нужно, по мне, так это до шестого класса. А всё остальное, то, что идёт после, это уже мне лично нигде не пригодится. Ну, только там вот, допустим, английский, русский, возможно, география, ну, остальное не знаю, как-то так.
— А если бы ты была самой-самой главной и решала бы, чему в школе учить, а чему не учить, то что бы выкинула? Что убрала бы из школы совсем?
— Да я, в принципе, посмотрела бы на всё строение, как что идёт, и посмотреть, разумно ли это вообще. То есть просто генеральную уборку по этому всему бы сделала, потому что некоторые темы просто неразумно изучать, но они идут из разумного, и делают вот этот переходник, но есть часть, которая неразумная. Её можно было бы чем-нибудь заменить. Тем, что, правда, пригодится, но то, что останется этим переходником. То есть я бы ничего не выкидывала, я бы просто это переделала, если что-то не так.
— А что тебя цепляет в школе сейчас больше всего? В чём твой интерес? Есть в школе точка твоего интереса, куда ты идёшь, с удовольствием, по меньшей мере?
— То, что мне нравилось, это был английский, но наш учитель Дарья ушла. Английский сам по себе я любить не перестану, но просто без Дарьи он станет скучнее, наверное, и просто станет как обычные уроки для меня. Но мне нравится ещё география, очень прикольно, как нам преподаёт её Кристина.
— Что такое детство?
— Детство, по мне, это беззаботность, когда у тебя нету мысли о том, что будет в будущем и будет ли, вообще, что-либо, потому что, когда ты маленький, у тебя нет ни о чём мыслей. Ты просто думаешь: хочу конфетку! Ура, мне дали конфетку! Хочу гулять! Пойду гулять! Е—е—е! Собачка! Как я люблю свою собачку! И что-то типа того. То есть ты вообще ни о чем не задумываешься. И просто есть вот эта беззаботность, когда тебе просто ничего не надо делать, все за тебе делают.
— У тебя еще детство?
— Я не знаю, у меня ещё с детства появилась осознанность, то есть когда я начала это всё осознавать, но я все же оставалась ребенком. И то есть я могу сказать, что у меня было детство, наверное, до моих семи лет, потому что я вообще не думала, что такое школа и зачем мне туда. Мне было реально круто, вот прямо отвечаю, очень было здорово. А дальше у меня уже были свои дела, которые мне надо было делать. Допустим, домашка, допустим, что-то к школе. То есть появились некие обязанности дополнительные, помимо тех, которые у меня уже до этого были. Ну потихоньку так я и взрослела. Но что сейчас детство я, наверное, не могу сказать, но то, что я веду себя как ребенок — это факт.
— А что такое счастье?
— Ой, это вообще понятие необъяснимое. У каждого это своё, потому что для кого-то счастье — это, может быть, пойти поесть, для кого-то счастье — это, может быть, пойти повязать, для кого-то погулять, для кого-то с кем-то встретиться, или какой-то человек, или какой-то предмет, или какое-то действие. Ну то есть это что-то разное, для всех не сказать.
— Ты в какие моменты счастлива?
— Когда со мной рядом мои друзья. Это такие лучшие времена. Я обожаю лето только поэтому. Мне даже всё равно, если бы была школа. То есть реально просто сделал домашку и побежал. Но просто проблема в том, что мои друзья, с которыми я часто общаюсь, они далековато от меня живут, и у нас так часто не получается видеться. И когда я вижусь, я довольна очень сильно. Потому что мне очень комфортно с ними находиться. И вот летом они живут буквально напротив меня и рядышком. И я так этому рада. Меня дома видят полноценно один час в сутки, я посчитала. Восемь часов я сплю, а пятнадцать часов я на улице, и всё, и меня больше не видят.
— Соня, спасибо тебе огромное! Ты очень классно говоришь, классно размышляешь, приятно с тобой поговорить. Нагуляться тебе с друзьями по максимуму!