Найти тему
МИР (Море История Россия)

Набег на Феодосию 6.10.43 Почему от него отказались?

Один из читателей написал: "Количество стволов МЗА лишь опосредовано влияет на эффективность ПВО корабля (кораблей)... Здесь главное Приборы Управления Артиллерийским Зенитным Огнём (ПУАЗО)".

Почти правильно, и я почти с этим согласен. Почему "почти"? Есть несколько "эшелонов" зенитного огня, каждый из которых выполняет свою задачу. Есть несколько способов ведения зенитного огня.

76-мм зенитные орудия, стоявшие на советских эсминцах проекта 7, 7У, и лидерах являлись "классическими" зенитными орудиями, которые, действительно, работали с ПУАЗО. Это способ стрельбы зенитными снарядами, заключающийся в том, что с помощью инструментальных средств определяют местоположение воздушной цели и направление ее движения, вычисляют местоположение зоны подрыва снаряда по отношению к цели, с помощью установщика системы управления огнем артиллерийского орудия вводят во взрыватель зенитного снаряда время взрыва, с учетом дальности до цели и начальной расчетной скорости снаряда, и прочие параметры наведения орудия с тем, чтобы снаряд разорвался как можно ближе к цели и поразил ее. Это оружие зенитного боя на больших дистанциях, способное "доставать" самолеты на большой высоте.

Пулеметный зенитный прицел.
Пулеметный зенитный прицел.

Стрельба зенитных пулеметов имела совсем другой принцип: Выше скорострельность - больше шансов попасть в цель. Здесь ПАУЗО абсолютно не требуется, достаточно простого кольцевого дистанционного прицела. Это зенитное оружие "ближнего боя".

С зенитными автоматами ситуация чуть сложнее: они разные. Вернее, у них боезапас разный. Одно дело, когда ты стреляешь в "пулеметном" режиме, и нужно попасть в самолет, чтобы снаряд взорвался (нужно иметь огромное везение, чтобы попасть). Здесь, как правило используют трассеры, чтобы хотя бы видеть куда летит снаряд (точно так же как у пулемета).

Второй режим: если у тебя есть снаряды с самоликвидатором, но ими, как правило, стреляют точно так же.

Третий "режим": когда у снаряда есть возможность выставлять трубку (но, я что-то не упомню, чтобы такие малокалиберные снаряды были во время войны).

37-мм автомат имел (на тот момент) следующий боезапас: осколочно-трассирующие снаряды ОР-167 (осколочно-трассирующая граната со взрывателем МГ-37) и... все. Все остальное появилось позже (позже появился и самоликвидатор снаряда на 4000 метров).

Потому стрельба из них велась "по-пулеметному". Это было "оружие ближнего боя" ПВО эсминцев (так же как и ДШК и "Кольты"). В принципе, такое построение огня свойственно для всех систем ПВО.

Если мы посмотрим на состав немецких зенитных батарей, то во время обороны Крыма, в 1943-44 годах, они состояли как правило из двух "совмещенных" батарей: 6 орудий крупного калибра (например, 8,8-см), и тут же стоит батарея 2-см автоматов. Ежели смотреть береговые батареи , то каждая из них имеет несколько приданных 2-см автоматов.

Разная дистанция, разный способ стрельбы, разный калибр. Соответственно, классический способ стрельбы для зенитного автомата 70К - "пулеметный", и, потому, чем больше плотность огня, тем больше шансов отбиться.

С точки зрения зенитного огня орудие 21К, вообще, в принципе... малоэффективно (выразимся мягко): оно не способно дать ни приличный темп стрельбы, ни приличную точность ведения огня по воздушным целям. ("Ни Богу свечка, ни черту кочерга"). Снаряды с дистанционной трубкой (на тот момент) у этого орудия отсутствовали.

При планировании набеговой операции 6 октября 1943 года, с точки зрения ПВО были допущены грубейшие ошибки. То, что корабли на время "разлучались", не вопрос: они потом соединились. Вопрос в другом. Все наши "теоретики" хором твердят о том, что слишком мало самолетов прикрывало корабли, мол "3 самолета - это мало". Вот интересно, кто-нибудь представляет себе во что выливается "воздушный барраж" из 10 самолетов?

Но дело даже не в этом. Зачем?! Кто-нибудь представляет как вести зенитный огонь из автомата, когда в воздухе есть "свои"?

Я общался с ветеранами-черноморцами, и услышал достаточно неожиданные для наших "теорэтиков" слова. Барраж над боевыми кораблями, имеющими зенитную артиллерию, может сбить одиночный самолет.

Если идет массированная атака на конвой, то барраж имеет только одну задачу: заблаговременно обнаружить противника. После этого, истребителям барража нужно уйти в сторону, и не мешать зенитчикам.

Именно потому барражирует не "стадо", а одно звено: два или 3 самолета (не более): одиночный самолет "завалят", об опасности предупредят. Здесь же получилось все иначе...

С авиацией вышло вообще все интересно. Напомню, что основная цель была в нанесении совместного с авиацией и катерами удара по портам, и, наиболее перспективной целью была Феодосия.

Дальше информация идет крайне противоречивая, а при сравнении с немецкими документами, вообще получается "муть". Но, даже из этой "мути" можно кое-что выловить.

"Плавучие средства не обнаружены"
"Плавучие средства не обнаружены"
Наиболее точная авиаразведка (30-й РАП) Эти даннные достаточно точно отражают ситуацию (если сравнивать с немецкими документами)
Наиболее точная авиаразведка (30-й РАП) Эти даннные достаточно точно отражают ситуацию (если сравнивать с немецкими документами)

Если верить отчету 1-й МТАД то ИЛ-4, летчик – старший лейтенант Киценко, штурман – старший лейтенант Копенко, имел задачу разведки цели с применением САБ и корректировки артогня кораблей флота. Вылет 04.00, посадка 06.50. Над целью были с 5.10 до 6. 05. Задача полностью не выполнена. За 30 мин до начала стрельбы, т.е. в 4.45 начали вызывать корабли, последние не отвечали. При подходе к цели обнаружили неисправность передатчика, который с 5.05 до 5.40 не работал. В 5.40 неисправность была устранена. На вызов самолетом кораблей, вновь последние не отвечали. Работу самолета-корректировщика слышали самолеты МБР-2, дублировавшие работу корректировщика ИЛ-4.

-4

Напомню, что обстрел Ялты "Харьковом" начался около 6 утра. Примерно в это время капитан 2 ранга Негода по какой-то причине отказался от обстрела. Почему?

В одной из статей нашел "умное" обоснование и сравнение действий авиации и артиллерии, в которой есть "гениальная" фраза:

Фактически в приказе на проведение операции указывалось, что при обстреле Феодосии два эсминца должны были израсходовать по 250 снарядов, что было эквивалентно 1,8 тонны ВВ, или, «в пересчёте на Пе-2» — удар 5-6 бомбардировщиков.

И делается вывод о том, что действия авиации эффективнее (даже комментировать не буду).

В общем, пришел флотоводец, посмотрел, и решил: "да ну его..." И ладно бы просто решил и... ушел. Но нет. Он зачем-то еще достаточно долго остается в этом районе. А, пока, действительно, работает авиация.

-5

Да, все верно. Эти данные есть в немецких документах. Немцы называют мыс Иван Баба, и время, естественно, немецкие 4 часа (вместо 6 наших)

-6

Почти в это же время (чуть-чуть позже) был нанесен авиаудар ВВС ЧФ по Феодосии.

-7

9 ПЕ-2 ведущий – капитан Егоров, штурман – капитан Мозжухин, под прикрытием 6 «Аэрокобра» (ведущий – гвардии майор Карасев) имели задачу уничтожения плавсредств в порту и на рейде Феодосия. Взлет 6.15 посадка – 7.55. В 7.15 нанесли удар с пикирования по плавсредствам на внешнем рейде порта Феодосия. Н=ввода – 4000 м. Н=сбр.=3000 м. Н=высота – 2000 м. БК=180, сброшено 16 ФАБ-250, 20 ФАБ-100. Результат фотографировали. По данным дешифрирования зафиксировано 25 разрывов из 36. Разрывы бомб 6 самолетов в районе плавсредств на внешнем рейде и по Широкому молу. Разрыв 1 ФАБ-250 в 5 м от борта транспорта водоизмещением 2000 т, стоящему 400 м севернее основания Широкого мола. Транспорт поврежден. На молу, в районе расположения боезапас батареи. Батарея, выведенная из строя, огонь прекратила. Наблюдали прямое попадание в сухогрузную баржу, которая взорвалась.

Есть и такая буква в этом слове: есть и попадание в зенитную батарею, и и повреждение осколками танкерного лихтера "Инга" (18 надводных пробоин)

-8

Пока все идет хорошо. Эсминцы с 6 утра прикрывают 3 самолета "Китти-хок" из 7-го авиполка 4-й истребительной авиадивизии ВВС ЧФ (бывшая 62-я истребительная бригада). Более того, прикрытие вроде бы как "завалило" летающую лодку Blohm & Voss BV. 138 «Seedrache» из 1./Seeaufkl.Gr. 125 (7R+HH) командир Hptm. Hans Römer + 4 члена экипажа, правда сами немцы передали по радио, что они сбиты зенитным огнем с эсминца. Не суть важно.

-9

Дальше была сделана большая ошибка, капитан 2 ранга Негода зачем-то приказывает выловить экипаж сбитой летающей лодки. С этого все и началось...