Известный итальянский педагог Мария Монтессори, дважды номинированная на присуждение Нобелевской премии мира, неустанно повторяла, что ребёнок — чудесное творение. Он всегда был в центре её миропонимания. Воспитанная на традициях прошлого, в своей деятельности она стремилась реализовать идеи воспитания будущего. Основные положения её педагогической теории, яркой и самобытной, остаются актуальными и в ХХІ веке.
Три «кита», на которых держится педагогика М. Мантессори, — это интерес ребёнка, индивидуальный подход и организация развивающей среды.
Сегодня в мире существует 22 тысячи Монтессори-школ более чем в 100 странах мира. Всё, что делала Мария Монтессори, адресовано детям от рождения до 12 лет. Кто же эта удивительная женщина, совершившая переворот в педагогике, покоривший мир своей масштабностью?
Она родилась 31 августа 1890 года в Италии в городе Чиаравалле, где уживались два мира — новый и старый. Монтессори принадлежала к обоим. Отец, Алессандро, был человеком военных привычек и консервативных взглядов. Ему был дарован титул Кавалера ордена Итальянской короны, что давало определённые привилегии и выделяло среди остальных. Он принадлежал к поколению, которое приветствовало пробуждение Италии, но происходящие в связи с этим перемены настораживали его. Мать, Ренилда Стоппани, моложе его на 8 лет, прекрасно образованная, патриотично настроенная, была предана идее преобразований в стране. Она являлась племянницей Антонио Стоппани, известного священника-оратора, в честь которого университет Милана соорудил памятник, признавая поэтические и научные заслуги перед обществом. Его мировоззрение унаследовала Мария. Родители были привлекательной парой, являвшей образ респектабельности и семейного согласия. Они воспитывали девочку в строгости, приучали к труду. Mытьё полов, вязание вещей для бедных были её ежедневной обязанностью. Позже это будет названо «упражнениями в практической жизни».
Вскоре семья перебралась в Рим, девочка начала посещать частную элементарную школу, но даже в столице основными методами обучения являлись муштра и зубрёжка, а система, которая развивала бы ум и воображение детей, отсутствовала. Мария отличалась волевым характером и уверенностью в себе. Учение давалось ей легко. В играх со сверстниками она была лидером и требовала абсолютного внимания к своим идеям.
В 12 лет у неё проявился интерес к математике, и она решила поступать в техническую школу. Мать поддержала дочь, все остальные родственники были против, но благодаря упорству Мария добилась своего. Она собиралась стать инженером. Однако в одночасье это решение было изменено, т.к. её увлекла медицина — область, в которую не смела вторгнуться ни одна женщина. Друзья семьи были шокированы таким выбором. Однако несмотря на протесты, она поступает в Римский университет на отделение физики, математики и естественных наук, сломав все стереотипы о месте и роли женщины в обществе. Сдав экзамены, набрав 8 из возможных 10 баллов и получив диплом, она принимает решение продолжить образование на отделении клинической медицины, что было немыслимым фактом для тогдашней Италии. Сам папа Лев ХІІІ, к которому она обратилась за поддержкой, вынужден был вмешаться, чтобы помочь ей достичь задуманного.
Через месяц после окончания университета и получения учёной степени Монтессори была избрана делегатом от Италии на международный женский конгресс в Берлине. Перед отъездом она дала интервью итальянскому журналисту, который расспрашивал её о карьере, восприятии пациентами и коллегами-мужчинами. Монтессори отвечала, что пациенты-женщины хотят видеть именно её в качестве врача, поскольку интуитивно чувствуют, что она лучше понимает их нужды и пытается помочь. Коллеги-мужчины демонстрируют уважение, хотя её победа в конкурсе с призовым фондом в 1.000 лир смутила и даже огорчила их. Впрочем, отметила она, мужчинам всегда приятнее видеть победителем представителя своего пола. На вопрос, любит ли она готовить, вышивать, заниматься домашними делами, она ответила утвердительно. Он увидел свежие цветы около прибора для химических экспериментов и открытые ноты на пианино.
Репортёр был поражён этой миловидной молодой женщиной с лучистыми глазами и тёплой улыбкой. Ожидая увидеть типичную феминистку с грубоватыми манерами, непроницаемым взглядом, сигаретой в зубах, он отметил, что его впечатлило в ней сочетание очарования, интеллекта и профессионализма — качеств, которые достаточно редко можно встретить в женщине.
Это же отметили немецкие журналисты, писавшие о выступлении Монтессори на конгрессе, открывшемся 20 сентября. Выступление вызвало несмолкаемые овации участниц съезда, что свидетельствовало об актуальности поднятых проблем для всех стран мира. Она говорила от имени 6 миллионов итальянских женщин, работающих на фермах и фабриках по 18 часов в сутки за плату, которая была вдвое меньше того, что за такой же труд получали мужчины. Её призыв поддержать требование равной оплаты, равных возможностей в получении образования, в том числе и высшего, для мужчин и женщин, провести социальные реформы, открыть специальные заведения для детей-сирот и детей из бедных слоёв населения нашли единодушный отклик у всех присутствующих.
Монтессори говорила убедительно, страстно, выразительно, приводя неопровержимые факты. Присутствующие были покорены её элегантностью, аристократичными манерами, обаянием и женственностью. Когда же её попросили показать текст выступления, оказалось, что его не было. Не было даже набросков. Выступая с высокой трибуны, она держала перед собой чистые листы бумаги. Особенно удивительным было то, что в её визитной карточке значилось «медик-хирург».
Статьи о ней стали появляться в прессе Франции, Германии, Италии. Сама же Монтессори писала родителям, что её лицо никогда больше не появится на страницах газет и никто не осмелится воспевать чары — отныне она будет заниматься серьёзной работой.
Серьёзная работа началась по прибытию в Рим с назначения хирургическим ассистентом в Санто-Сенрито. Одновременно она работала в женских и детских больницах, где не разграничивала обязанности врача и сиделки. Благодаря её вниманию и профессионализму многие больные были возвращены к жизни.
В это же время она продолжает исследования в психиатрической клинике при Римском университете. Часть времени была отведена для пациентов, страдающих нервными и психическими заболеваниями. Она наблюдала применение различного рода терапии, в том числе электрошоковой. Тогда же Монтессори начала посещать приюты для слабоумных детей, которые были изолированы от своих сверстников и содержались в ужасающих условиях.
Однажды она зашла в группу, где дети не видели никого, кроме друг друга, не делали ничего, кроме того, что смотрели в пустоту, спали и ели то, что им приносил надзиратель. Он с отвращением рассказывал, как они бросались на грязный пол и подбирали крошки, оставшиеся после еды. Монтессори осмотрелась: пустая комната, в которой не на чем было остановить взгляд — голые стены, минимум мебели. Это больше напоминало тюремную камеру, чем помещение, предназначенное для детей.
Чем больше она наблюдала за ними, тем более убеждалась в том, что дети изголодались по впечатлениям, а не по пище. Им нечего было потрогать, не с чем поиграть, нечем заняться. В крошках на полу они видели единственное развлечение, освобождавшее от утомительной скуки, игрушку, которая случайно встретилась на пути. Ум детей не был задействован долгими часами, неделями, месяцами. Изучая работы Э. Сегена и Г. Итара, она приходит к выводу, что умственная дефективность детей представляет скорее проблему педагогическую, а не медицинскую.
Основная идея Сегена состояла в том, чтобы к детям относились уважительно. Это было взято на вооружение Монтессори. Она начала читать всё, что можно было найти о детях, которые воспринимались как умственно отсталые. Им нужно и можно было помочь.
Если работы Сегена и Итара стали точкой отсчёта в работе с детьми с особенностями психофизического развития, то произведения Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, И.Г. Песталоцци были положены в основу работы со всеми детьми. Она посещает курсы по педагогике и верит в силы ребёнка, считая, что нужно дать пищу его уму и открыть путь его естественным проявлениям. Бездеятельность только тормозит развитие.
Изучение антропологии, которая рассматривалась в то время как дисциплина преимущественно биологического цикла, открыла ей много нового. Работы Джиованни, Ломброзо и Серджи обдумывались, сопоставлялись, оказывая огромное влияние на выбор методов деятельности.
С целью обучения и воспитания детей Монтессори разработала специальную методику, которая включала организацию специальной среды, занятия с дидактическим материалом, развитие слуха, зрения, осязания ребёнка. В 1906 году она возвращается из Милана, куда её пригласили для работы в комитете по присуждению премий в области педагогики и психологии. Ей 36, она признанный специалист в области медицины и педагогики, высококвалифицированный исследователь. Но оказалось, что сделанное ею ранее было только подготовкой к делу всей жизни — работе в Casa dei Bambini, ставшим важной вехой в её научных педагогических поисках.
Открытое в 1907 году учреждение предназначалось для того, чтобы чем-нибудь занять детей, родители которых весь день были на работе. Заведение располагалось в одном из мрачных районов Рима — трущобах Сан Лоренцо. Монтессори стала директором Дома ребёнка. Друзья не могли понять, что заставило её согласиться занять предложенную должность. Для профессора университета с регалиями и званиями это было немыслимо. её коллеги-медики были шокированы не менее. Один из них сказал даже, что она уронила престиж медицинской профессии, опустившись до роли учителя в детском приюте. Но Монтессори проявила твёрдость и на сей раз не отказалась от своего решения.
Однако организаторы Дома ребёнка не собирались тратить ни пенни ни на игрушки, ни на какое-либо оборудование. Не было даже денег на питание. Было только помещение, провиант для одного взрослого, остающегося с детьми, и 50 маленьких воспитанников, не привыкших к порядку и дисциплине. Монтессори, к удивлению присутствующих на открытии Дома ребёнка, сказала, что это начинание даёт колоссальные возможности для развития детей. Она по-прежнему была занята своими многочисленными делами: преподаванием, исследованиями, практикой. Дети находились на попечении приглашённой ею женщины, которая раз в неделю докладывала о ходе дел в Casa dei Bambini.
Монтессори посещала Дом с целью наблюдения за учениками. Она приносила с собой обучающие материалы, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями, и предлагала своей помощнице давать их воспитанникам. Её цель состояла в изучении реакции детей. Потом она начала приносить игрушки, цветные карандаши и бумагу, которые давали ей друзья. Единственной мебелью в помещении было несколько больших столов, за которыми могли сидеть по трое детей, доска для учителя и массивный шкаф, куда складывали игрушки и материалы на ночь (он запирался на ключ).
С течением времени Монтессори стала замечать определённые перемены в детях. Угрюмые или непослушные, все они стали проявлять интерес к дидактическим материалам, которые сами выбирали. В отличие от своих сверстников с замедленной реакцией, внимание которых надо было привлекать, они сами моментально начинали пытаться расставить предметы, разместить кубики в порядке увеличения или уменьшения, разложить треугольники в предназначенные для них места на деревянном подносе. Они не только предпочитали эти материалы куклам, мячам, вагончикам, но пытались довести до конца начатое, а потом повторяли действия снова и снова.
Дети начали меняться и внешне. Они стали выглядеть здоровее, хотя поначалу не было разнообразия в питании или строго определённого времени пребывания на свежем воздухе. Гуманные методы общения меняли их: из неуправляемых или замкнутых они становились общительными, дружелюбными, активными, проявляли интерес к окружающему. Они выглядели довольными и счастливыми, им нравилось в Доме.
Как-то Монтессори увидела девочку, которая, не обращая внимания ни на что, пыталась распределить цилиндры в специальные места в контейнерах. Когда её окликнули по имени, она не отозвалась, продолжая своё занятие. Дети по просьбе директрисы стали петь, потом водить хоровод вокруг неё — никакой реакции. Подняли стул, на котором она сидела, но и тогда ребёнок не оторвался от своего занятия, только крепче сжал цилиндры в маленькой ручке. Насчитали 42 попытки выполнить действие. И только когда оно удалось, девочка оглянулась, и в глазах её были радость и счастье.
Монтессори сделала вывод о том, насколько у детей развито умение концентрироваться, а взрослые часто не видят этого и не используют в воспитательном процессе. Она также заметила, как меняются дети с изменением среды. Новые вещи появились у воспитанников. В ванной комнате были установлены весы для измерения веса перед купанием, а также умывальники. Каждый ребёнок имел собственное полотенце, мыло и щётку, которые хранились в маленьких шкафчиках. В комнате для занятий избавились от громоздких столов и стульев, заменив их новыми — более лёгкими, подходящими детям по росту. Место прежнего массивного шкафа занял новый — низкий и длинный, чтобы дети могли сами доставать нужные для занятий материалы. На стене появилась картина Рафаэля, прославляющая материнство. Началось изменение обучающих материалов, которые адаптировались для работы с обычными детьми.
Монтессори относилась к воспитанникам с большим уважением, что было совершенно новым опытом для них. Она учила их хорошим манерам — как двигаться бесшумно, сморкаться незаметно для окружающих, дышать легко. Однажды она вошла в комнату с четырёхмесячной девочкой на руках, которую взяла у матери во дворе, чтобы показать детям. «Посмотрите, как легко она дышит, — обратилась директриса к воспитанникам. — Никто из вас не умеет это делать лучше, чем она. А ведь ребёнок совсем крохотный». Дети застыли от удивления, стали придерживать дыхание. Воцарилась необыкновенная тишина, в которой можно было услышать тиканье часов. Они дышали бесшумно, что слышно было капанье воды в кране где-то далеко-далеко за пределами комнаты. Так родилось упражнение «Игра в тишину», которое стало существенной частью дня в школе Дома ребёнка, своеобразным упражнением в концентрации внимания. Педагог считала, что это эффективно мобилизует внешние и внутренние силы детей.
В другой раз она показала воспитанникам, как надо пользоваться носовым платком. Детей часто высмеивали или ругали за текущие носы, но никто не потрудился объяснить им, как решается эта проблема.
Воспитанники всегда с восторгом встречали Монтессори и после общения с ней провожали до самых дверей, наперебой выкрикивая слова благодарности. Как-то они следовали за ней до тех пор, пока она не вышла из здания. Каждому хотелось быть как можно ближе к директрисе. Тогда она сказала: «Когда будете возвращаться назад, идите на цыпочках и смотрите, чтобы кто-нибудь не пробил лбом стену». Дети моментально затихли и словно растворились за воротами здания.
В Доме ребёнка им помогали избавиться от страхов, обид, тревоги, учили устанавливать контакты друг с другом, вырабатывали адекватную самооценку, создавали условия для самостоятельного ознакомления с окружающим миром. Монтессори вносила радость в их жизнь, обогащая её новыми впечатлениями и опытом. Она никогда не критиковала детей, ободряла и поддерживала в любых начинаниях, была терпима к их ошибкам. Её основными принципами были: не навреди, верь в силы ребёнка, вселяй уверенность в него, развивай его волю и вноси радость в его жизнь. К детям проявлялись внимание и забота. Любые запреты отсутствовали.
Был выработан метод обучения, отличавшийся от остальных. «Это красный, — говорил учитель, держа в руке квадрат. — А это синий. Дай мне красный. Дай мне синий». Если ребёнок колебался или ошибался, материал откладывали в сторону до следующего раза, когда воспитанник будет готов к его восприятию, когда заинтересуется им. Детям показывали, как надо использовать материал, размещать по цвету, размеру, форме, сортировать, подбирать, после чего оставляли ребёнка наедине с самим собой, давая возможность сосредоточиться, сконцентрироваться. Детей учили отличать горячее от холодного, воспринимать различные звуки.
Как-то Монтессори заметила, что отличившихся награждают медалями, и стала наблюдать, как они воспринимают это. Воспитанники принимали отличия вежливо, но без интереса. Когда один из мальчиков предложил свою медаль товарищу, отстранённому от деятельности, тот с радостью принял её. Она пришла к выводу, что дети работают не из-за страха перед наказанием или в предвкушении наград — им доставляет удовольствие сам процесс. Награда была приятна наказанному, но не тому, кто был увлечён работой.
Со временем новые элементы были включены в ежедневную деятельность обитателей Casa dei Bambini: гимнастика, уход за растениями и домашними питомцами, приготовление и подача обеда. Введённые «упражнения практической жизни», ставшие частью распорядка дня, учили детей пришивать пуговицы, содержать в чистоте личные вещи и помещение.
Однажды Монтессори сказала, что у каждого человека день должен начинаться с того, чтобы самостоятельно заправлять постель. Осознавая, что гораздо сложнее научить детей самих одеваться, есть, пить, чем делать это за них, она стремилась к тому, чтобы самостоятельность стала содержанием их жизни.
Иногда дети уставали от занятий и даже игр. Это навело Монтессори на мысль о необходимости создать специальные гимнастические приспособления — своеобразный «забор» из параллельных брусьев и вертикальных шестов для физических разминок. Позже это стало необходимым элементом каждого помещения, в котором находились дети.
В классной комнате царили тишина и порядок, каждый занимался своим делом. Это впечатляло посетителей, которые стали часто появляться в Сан Лоренцо, прослышав о необыкновенном воспитательном эксперименте. Их удивляло, что дети свободно двигались, сами выбирали материал для работы, занимаясь с ним ровно столько, насколько это было им интересно.
Поскольку детей не заставляли сидеть спокойно и делать то, что им предлагали в данный момент, актуальной была проблема дисциплины. Некоторым казалось, что воспитанникам предоставляется слишком большая свобода. Действительно, они были свободны в выборе материала или занятия, но их свобода не имела ничего общего с анархией. Это была свобода возможности предпринять любое действие в рамках дозволенного, не доставляя неудобства тому, кто рядом.
Когда поведение детей выходило за рамки общепринятого (например, ребёнок сидел с ногами на столе или ковырял пальцем в носу), Монтессори активно вмешивалась и подавляла нежелательные действия. Однако детей никогда не наказывали. Наказанием считалось предоставление их самим себе, полная бездеятельность.
Она стремилась к тому, чтобы дисциплинировать для активности, работы, добра, а не для повиновения, пассивности или страха. В этом Монтессори рассчитывала на помощь родителей, т.к. многие отношения, привычки, элементы поведения дети приносили с собой из дома.
Она чётко дала понять родителям, чего ждёт от них. Они энергично вовлекались в жизнь Casa dei Bambini. Цель состояла в том, чтобы в сотрудничестве с родителями научить ребёнка быть самостоятельным, независимым и свободным, поскольку, по её мнению, никто не может быть свободным до тех пор, пока не станет независимым. Эту мысль она неуклонно претворяла в жизнь. Женщина викторианской эпохи, живущая в стране, где неукоснительно соблюдались вековые традиции, она шаг за шагом постигала науку собственного освобождения и пыталась научить этому своих воспитанников.
Был составлен свод правил, которые должны были неукоснительно соблюдаться. Дети приходят в свой Дом в строго назначенное время чисто одетыми, вымытыми, в передниках. Они проявляют уважение к директрисе и всему персоналу Casa dei Bambini. Родители сотрудничают с директрисой в воспитательном процессе. Исключению подлежат те воспитанники, кто не выполняет требований, проявляет постоянное непослушание, родители которых не оказывают должного уважения к персоналу, нарушают воспитательный процесс своим поведением.
Раз в неделю матери могли встретиться с директрисой лично, дать по её просьбе конкретную информацию о поведении ребёнка дома, посоветоваться по любому вопросу.
Приглашение родителей в школу, тесное взаимодействие с ними давало поразительные результаты. Монтессори никогда не говорила с ними свысока, не критиковала их действия. С первых лет работы в педиатрических клиниках и школах она была образцом внимания и уважения к тем, с кем сотрудничала. Это было ново и необычно не только для выходцев из рабочей среды, которые поначалу не могли понять, как можно им, людям малообразованным, общаться с главной фигурой учреждения, обсуждать интересующие вопросы, делиться трудностями. Постепенно они стали привыкать к этому и всё активнее участвовать в предлагаемой деятельности.
То, что позже стало называться «методом Монтессори», начиналось как наблюдение за детьми. В тот период она была смелым экспериментатором — сегодня её гуманистические идеи завоевали мир.
По мнению Марии Монтессори, «человек — это не то, каким он стал благодаря учителям, находящимся рядом, а то, что он сделал из себя сам». Поэтому девиз её педагогики — «Помоги мне это сделать самому». Учитель наблюдает за ребёнком, помогая ему приобретать и использовать опыт. Он в большей мере направляет развитие детей, их активность и деятельность. Слово «учительница» она заменила на «директрису», что означает «направлять, указывать путь». Директриса не только указывает путь ребёнку, но и живёт его жизнью, являя собой образец нравственности, свободы и независимости. Она любит детей, верит в их силы, не боится перемен.
* * *
Ценные находки Марии Монтессори и сегодня с успехом применяются в практике воспитания, а её педагогика, гуманная по своей сути, привлекает к себе внимание исследователей, родителей, педагогов во многих странах мира. Её идеи являются прообразом педагогики сотрудничества наших дней.
Лариса Суарес