Автор: Инна Григорьевна Назарова
Государственная политика в области обеспечения прав и гарантий детей в РФ строится в соответствии с международными общепринятыми принципами и нормами права. Она направлена на предоставление всем детям равных с другими гражданами возможностей и прав, предусмотренных Конституцией РФ, в том числе права на получения качественного образования.
Развитие личности каждого ребенка в соответствии с его психическими и физическими особенностями, возможностями и способностями является первостепенной задачей в развитии современной системы образования. «Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды» [1, с. 8].
«Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем» [5], — такое мнение высказал 15 октября 2014 г. в Казани на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России Владимир Путин.
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса и включает в себя целый ряд важных социальных и воспитательных аспектов:
- равная ценность всех обучающихся в образовательной организации вне зависимости от особенностей развития;
- решение проблемы максимальной включенности всех обучающихся школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп обучающихся;
- изменение культуры функционирования школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех обучающихся, проживающих в базовой доступности;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути качественного образования всех обучающихся школы, в том числе и детей, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- развитие инфраструктуры школы, направленной на благо всех обучающихся школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между обучающимися — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
- установка на то, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Однако необходимо сказать, что на сегодняшний день отмечается ряд ведущих противоречий, которые определяют образ педагогической практики в области инклюзивного образования. Сложность разрешения этих противоречий во многом обусловлена необходимостью поиска «оптимального» пути, преодоления крайних точек зрения, которые рассматривают дефициты в области организации инклюзивного образования либо, наоборот, приукрашивают реальности инклюзивной школы. Следует выделить сложившиеся противоречия в практике инклюзивного образования:
- с одной стороны, необходимость всеобщего образования, «образования для всех» и установка на то, чтобы учить в условиях массовой школы, а с другой — стремление сделать образование индивидуализированным, привлекательным;
- введение системы стандартных тестовых проверок, единой системы итогового оценивания образовательных результатов, в то же время ориентация на «результаты для жизни», индивидуальный опыт;
- декларирование личностно ориентированного образования, педагогики заботы при сохранении в практике работы образовательных организаций общего авторитарного стиля;
- необходимость расширения партнерства в сфере образования, при этом медленное развитие государственно-общественных механизмов управления школой;
- ориентация на формирование социальных навыков у детей, при этом ограниченное количество социальных контактов и социальных проб для детей в условиях инклюзии;
- недостаточность имеющихся в школах ресурсов и обособленность образовательных организаций от окружающего социума;
- внимание к стратегическим изменениям воспитания в инклюзивной практике и «скудное» применение современных методов и технологий в воспитательной деятельности.
Необходимо отметить, что для достижения результатов в инклюзивной практике образовательных организаций особенно важно, чтобы всем участникам образовательных отношений было комфортно в образовательной организации как при осуществлении взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся, так и в процессе формирования универсальных учебных задач [2]. Огромная роль в гармоничном развитии ребенка в условиях инклюзивного образования отводится выстраиванию грамотного и эффективного воспитательного процесса, который способствует созданию условий достойной жизненной перспективы.
В настоящее время это осложняется наличием большого количества сложностей и рисков, с которыми может столкнуться ребенок в реальном и информационном мире, проявлениями неэффективных коммуникаций и возрастанием числа конфликтных ситуаций в семьях и образовательных организациях. Администрация и педагогические работники часто не знают, как разрешать возникающие трудности конструктивно. Одной из актуальных задач, следовательно, становится работа по формированию благоприятного психологического климата в образовательной организации, развитию нравственности и актуализации моральных чувств, что позволит каждому участнику образовательных отношений увеличивать безопасное пространство себя и окружающих. В целях преодоления сложных ситуаций, связанных с аномалиями развития безопасного пространства в образовательной организации, необходимо научиться преодолевать данные сложности. Все это возможно сделать с применением восстановительной медиации и других восстановительных программ в воспитывающей деятельности образовательных организаций. Это позволит, с одной стороны, выявлять риски развития социально-опасных действий и явлений в данной среде, а с другой стороны, будет способствовать профилактике и предотвращению ситуаций, которые осложняют развитие личности ребенка и препятствуют формированию самосохранительного поведения.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире при урегулировании различных видов споров, от семейных до коммерческих. Продвижение идей восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно, что не позволяет говорить о системных успехах. Гуманный, альтернативный насильственному, инструментарий решения трудных социальных ситуаций, интегрированный в образовательное пространство, способствует распространению и на другие сферы, и на все общество в целом [4, с. 4].
В Ярославской области применение восстановительной медиации в инклюзивной практике образовательных организаций осуществляется в рамках регионального проекта «Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними». Восстановительная медиация используется в воспитательной работе с детьми в общеобразовательных организациях, в центрах работы с несовершеннолетними различной направленности, в практике работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.
Применение восстановительной медиации в инклюзивной практике способствует выработке системных мер работы по предотвращению сложных и опасных ситуаций на базе образовательного учреждения, позволяет педагогам и администрации адекватно ситуации реагировать на происходящее, а также грамотно проводить профилактическую работу со всеми участниками образовательных отношений с помощью восстановительных программ.
Безопасная, благополучная среда школы является для всех участников образовательных отношений одним из первейших факторов доверия и развития. Медиация является именно тем инструментом, который обеспечит защищенность участников образовательных отношений от угроз, позитивное развитие и конструктивное общение в процессе педагогического взаимодействия. Медиация и восстановительные программы помогают развить у обучающихся навыки при урегулировании споров и конфликтов, толерантность, коммуникативные навыки, актуализировать морально-нравственную личностную позицию, что, безусловно, способствует формированию безопасного образовательного пространства. Использование восстановительной медиации и восстановительных программ предоставляет возможность эффективно координировать и разрешать возникающие трудности, что приводит к повышению управляемости трудными ситуациями.
Важная составляющая воспитывающей направленности инклюзивного образования состоит в подготовке детей к освоению социальных навыков и тем самым к самостоятельной жизни. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. В этом плане восстановительные программы имеют большие возможности для освоения ключевых навыков.
В рамках инклюзивного подхода каждая образовательная организация еще на этапе планирования своей деятельности, учитывая ожидаемые возможные потребности всех обучающихся с их индивидуальными потребностями, разрабатывает Программу службы медиации (примирения) и определяет возможности применения восстановительной медиации при работе с детьми, педагогами, родителями. Ее разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Возможность применения медиации и восстановительных программ при работе с детьми зависит от их потребностей и меры ограничений. Опыт образовательных организаций, участников проекта показывает, что не все восстановительные программы могут быть осуществлены в рамках инклюзивного подхода. Как правило, проведение восстановительной медиации и восстановительных программ при работе с детьми осуществляется подготовленными волонтерами-подростками.
Волонтер-подросток может осуществлять восстановительные программы «Медиация», «Круг сообщества», участвовать в программе «Семейно-ученический совет»:
- в школьном классе и получать необходимую помощь от своего наставника;
- в школьном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
- в рамках программ работы Службы медиации (примирения) с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.
Восстановительные программы, реализуемые в рамках функционирования службы примирения (медиации), могут осуществляться в детских группах, группах педагогов, группах родителей обучающихся и смешанных группах. Поскольку во время реализации программ реализуется принцип распределенной коллективной ответственности — частичное принятие ответственности на себя, огромную роль играет участие семьи, окружение [6].
Восстановительная медиация — программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда) [4, с. 17].
Круг сообщества — программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, спорами и конфликтами, для поддержки пострадавших и прочее. Круг сообщества помогает участникам восстановить отношения, способствует освоению восстановительных принципов. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе [4, с. 17].
Семейно-ученический совет — программа, рассчитанная на работу с проблемными ситуациями в классе, с комбинированными конфликтами и на привлечение не только педагогических работников и специалистов образовательной организации, но и самих обучающихся и их родителей (законных представителей), реализуется по запросу администрации образовательной организации и заявки в школьную службу примирения (медиации).
Приведем примеры проведенных восстановительных программ в образовательных организациях, осуществляющих практику инклюзивного образования.
«Круг сообщества»
Возможные темы круга сообщества для педагогов:
- Что необходимо для того, чтобы детям хорошо было в школе?
- Качество, которое я ценю в себе и в других.
- Мой идеал школы (какой я хочу видеть мою школу)?
- Что я готов делать, чтобы моя школа стала лучше (приблизилась к идеалу)?
- Что вам дала эта встреча?
Возможные темы круга сообщества для учащихся:
- Что мне нравится в нашем классе?
- Какие качества мне нравятся в людях и в себе?
- Что надо сделать, чтобы мой класс в конце года стал лучше?
- Что я сам готов сделать, чтобы мой класс стал лучше?
- Что мне понравилось в нашем обсуждении сегодня?
Возможные темы круга для родителей:
- Моя жизненная ценность и как я ее передаю своему ребенку?
- В каком классе я хотел бы, чтобы учился мой ребенок?
- Что я как родитель готов делать, чтобы в классе была более доброжелательная атмосфера и он стал таким, каким мы хотим его видеть?
- Как мы будем реагировать на возможные конфликты?
«Семейно-ученический совет»
Цель — профилактика самовольных пропусков учебных занятий.
Участники: родители обучающихся; дети, пропускающие занятия; педагоги; представители администрации; специалисты школы, представители субъектов профилактики (КДН, ПДН и т.д.); подростки-волонеры; значимые взрослые.
Возможные темы для обсуждения:
- Зачем ученики ходят в школу?
- Что необходимо сделать в школе для того, чтобы дети не пропускали учебные занятия без уважительных причин?
- Какой вклад я могу внести для того, чтобы в школе не было самовольных пропусков учебных занятий?
- Что должно включать соглашение?
По итогам семейно-ученического совета принимается соглашение сторон.
Участники регионального проекта отмечают, что восстановительная медиация в школах является эффективным инструментом для профилактики и разрешения трудных ситуаций и конфликтов, возникающих в образовательной среде, формирования психологически безопасной образовательной среды, способствующей восстановлению отношений как между детьми, так между детьми и взрослыми.
Инклюзивное образование является безусловным приоритетом образовательной политики в России. Развитие инклюзивного образования требует соответствующих ресурсов: управленческих, нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, материально-технических и др. Развитию этого важного социального явления должно способствовать создание правильного общественного мнения. Специалисты отмечают, что включающее образование — это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании. Медиация и восстановительные программы, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих на первое место человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие. Включенности участников образовательных отношений в инклюзивные перемены может способствовать восстановительная медиация как инструмент, способствующий переходу к эффективной «школе для всех».
Библиографический список
- Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. — М.: Национальный книжный центр, 2013. — 336 с.
- Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст]: [пособие] / [Н.В. Борисова, С.А. Прушинский]. — М.: Транзит-ИКС, 2009. — 127 с. — (Дети должны учиться вместе).
- Инклюзивное образование: ключевые понятия [Текст] / [Н.В. Борисова, С. А. Прушинский]. — М.: Транзит-ИКС, 2009. — 47, [1] с.
- Назарова, И.Г., Чиркун, О.В. Медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы [Текст]: методические рекомендации / И.Г. Назарова, О.В. Чиркун. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. — 95 с. — (Эффективная школа).
- Выступление Президента России Владимира Путина на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны». — URL: http://new.tatarinform.tatar/news/2014/10/15/426770// (дата обращения 28.10. 2018).
- Программы служб медиации образовательных организаций [Текст]: сборник программ / сост. И.Г. Назарова, О.В. Чиркун. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 80 с. — (Служба медиации).
Источник: Назарова И.Г. Воспитывающая направленность восстановительной медиации в условиях инклюзивного образования // Образовательная панорама. 2018. №2(10). С. 53–58.