Когда я пишу статьи или рецензии (как угодно называйте — можно и отзывы) о фильмах, то я пишу их по своим собственным ощущениям и мыслям от фильмов, то есть исключительно свои личные впечатления, замечания и суждения, никогда не смотря (и это, кстати, вопрос принципиальный), то, что писали люди до меня, поскольку иначе мне не интересно. Но после того, как статья готова и опубликована, иногда могу себе позволить прочитать рецензии других людей. Я сказал об этом к тому, что когда речь идет о фильме «Соперник» 2002 года это правило не сработало. А не сработало оно потому, что я так и не смог понять то, зачем людям вообще понадобилось тратить столько времени, сил, энергии и внимания на то, чтобы выпустить эту картину на суд зрителей.А потому пришлось «ковыряться» в тех предпосылках, которые заставили людей снять этот фильм. И тогда многое встало на свои места, но все равно — до конца я так и не понял тех, кто фильм не поленился создать. Видимо, русским зрителям этого не понять, - не понять мышления европейцев, - фильм не американский, а европейский, - приняли в нем участие испанцы, французы и бельгийцы, вроде. У нас есть свой собственный Чикатило и потому мы к таким явлениям относимся относительно не внимательно. Чикатило, правда, отличается — он ведь свою семью любил.
В общем скажу прямо, - если вы за первые тридцать минут просмотра фильма (он длится два часа) не уснете от скуки, как чуть этого не совершил я, то далее будет немного интереснее. Но немного! Я бы даже сказал: «буквально капельку». Смеюсь. Это, кстати, пишу для моих немногочисленных постоянных читателей, третий раз подряд («везет» же мне!) смотрю фильмы подобного затянутого и скучного содержания с точки зрения работы режиссера по развертыванию сценария на экране, поскольку до того писал о фильмах «Предчувствие» и «Моя вина». Но меня удивляет оценка зрителей — что наших, что зарубежных — почти 7 баллов. Я не знаю, почему такая высокая оценка у людей.
Первые тридцать минут (хотя рекламой фильм позиционируется как триллер) не видно даже драмы, - какой-то мужик с грустной физиономией, которому тяжело не то что засмеяться, но даже и улыбнуться, ходит туда и сюда, ездит на своем довольно дорогом БМВ, кушает бутерброды, разговаривает со своими детьми, целует жену, общается с родственниками жены, с друзьями сидит в барах… Обычная жизнь стандартного человека современного общества (не совсем современного — в фильме речь то ли о конце восьмидесятых годов прошлого века, то ли о начале девяностых, если судить по внешнему виду марок автопрома Европы), которой все мы и живем — семья, работа, дом, друзья… То есть наблюдаем какую-то почти документальную биографическую картинку без драматичности.
В последние минут 20 фильма этот персонаж занят тем, что убивает всех, кому должен денег, включая родственников, а так же детей и жену. Делает он это последовательно, без эмоций и нисколько не спеша, но потом возвращается домой и… вспоминает, что дома никого нет… в живых. И плачет.
Вы спросите: «испанский кинематограф» - на пустом месте создать трагедию и из этого сделать очередной мрачный «шедевр» (коррида же — чисто испанское и только испанское изобретение — медленно убивать сильное животное иголками и радоваться от того, что животное в ответ не убило тебя)? Я сначала тоже так подумал, но оказалось что кинематограф по преимуществу французский, только один продюсер фильма из Испании. И тогда мне стало интересно — а что, собственно, я только что посмотрел? Проникновение во внутренний мир маньяка? - Нет, этого не было. Никакого раскрытия психологии (внутренних душевных проблем) нездорового человека в фильме нет. Напротив, все нормально, живет мрачный человек, у него семья и друзья, - а то, что он всегда мрачный — ничего страшного, не всем же быть веселыми…
Начал разбираться. Что оказалось? Оказалось, что режиссером фильма является… женщина (!!!) Николь Гарсия (судя по фамилии у нее испанские корни есть) по мотивам романа Эмманюэля Каррера (ни ее, ни его я не знаю, впервые слышу), который в свою очередь ( и не лень же ему было!) написал роман (не повесть и не рассказ!!!) «Изверг» по следу реальных событий, когда в январе 1993 года некий гражданин Франции Жан-Клод Роман позволил себе «ни с того, ни с сего» отправить на тот свет 5 человек из своей родни. Один, вроде, выжил. В январе 1993 года этому гражданину почти исполнилось 39 лет (он родился в феврале). Спустя две недели его арестовали и приговорили к пожизненному заключению, но сейчас он на свободе по амнистии, его выпустили в июне 2019 года. Уж не знаю, признали ли его нездоровым или нет, сидел он в тюрьме или п психиатрической клинике для особо буйных, но сейчас он на свободе. Старенький, но на свободе. Не знаю, где живет и чем занимается.
Такая вот история. Этот персонаж, что в фильме, что в реальной жизни нигде и никогда не работал, он не смог окончить обучение в медицинском институте, поскольку по его собственным словам «просто не хотел», но для жизни нужны деньги, а потому он на протяжении 18 лет умудрялся их находить у знакомых и родственников, обещая разместить их активы под высокие проценты в хороших финансовых учреждениях. Все кругом полагали, что он работает в Женеве во Всемирной Организации Здравоохранения, занимая довольно высокую должность. Только не нужно меня спрашивать о том, как такое возможно, поскольку это уже не фильм, а реалии, а в реалиях все возможно.
П.С. После просмотра подобного рода фильмов начинаешь с опаской и подозрением относиться к окружающим тебя близким людям. Смеюсь. И задавать себе вопросы: чем они занимаются на самом деле, где работают и так далее. А главный вопрос такой: «что у них на уме?».
П.П.С. Трейлера к фильму на ютубе нет, но за то есть такой шедевральный ролик на заданную тему, ведь главный герой фильма явно был не просто не здоровым физически (там, видимо, проблемы не только и не столько с головой):
личный телеграм канал автора