С манипуляцией и пассивной агрессией мы сталкиваемся регулярно. В рабочем коллективе, в кругу близких друзей, даже не редкость в семье. Вызывая неприятные эмоции, провокаторы пытаются нас как можно больнее уколоть. Они буквально питаются нашим желанием оправдываться и защищать себя. И напрямую их очень сложно обвинить, ведь делают они это искусно.
О техниках которых я сегодня расскажу, я узнал у одного небезызвестного психотерапевта. Ознакомившись с его трудами и применив их в своей жизни, точно могу сказать, что техники рабочие и действительно помогают дать отпор манипуляторам и провокаторам.
На старте статьи разберемся, как работает провокация, какие у нее цели и правила игры:
- Передать вам ощущение неуверенности в себе, близких, грусть, стыд, злость, тревогу, вину, то есть - навязать эмоции.
- Найти лазейки для манипуляции вами, нащупать слабые места, так называемая дырки в ваших личных границах.
- Спустить вас в более слабую позицию. Продемонстрировать своё превосходство над вами (доминантность), вывести на эмоции, чтобы сделать вас эмоционально уязвимым, а целью будет - испортить репутацию или пошатнуть авторитет.
- Обязать к чему-либо. Вывести на нужные манипулятору эмоции, чтобы принудить вас к заведомо невыгодным условиям работы или соглашениям. "Вытрусить" из вас ценную информацию, и таким путём добиться вашего подчинения, страха и уважения к манипулятору.
Для подавления оппонента провокаторы пользуются тремя принципами:
1. Сохраняет спокойствие. Кто больше сохраняет спокойствие - тот доминирует. Вызвать нужную эмоцию и нащупать ваши "больные места" являются главной целью. Как только вы потеряли контроль над своим поведением и поддались, вы оказываетесь в уязвимом положении вами легче управлять.
2. Частое упоминание собеседника разговор о нём. В доминирующей позиции тот, кто о другом человеке говорит больше чем о себе и тот кто задаёт вопросы. Под таким влиянием оппонент, становится уязвимым и выдаёт важную информацию.
- Если мы поделились с кем-то секретом или доверили важную информацию, внутренне это ощущается как увеличение доверия и подтверждение близости. И подпустив близко этого человека уже сложнее устанавливать личные границы, а тем более относиться враждебно.
3. Обесценивание и критика. Главный тот, кто в диалоговом жюри. Он оценивает, обесценивает, обвиняет, критикует, задаёт вопросы. А кто в позиции жертвы, старается доказать обратное, оправдаться, реабилитироваться.
Топ 5 проверенных техник против провокаторов и храмов.
Ограничить общение с провокаторами, токсичными и неприятными вам людьми - это лучший способ защиты. Но не всегда это осуществимо, так как этим человеком может быть ваш начальник на работе, близкий друг, родственник и ограничить общение с этими людьми зачастую не представляется возможным.
Поэтому нам нужно научиться защищаться и диктовать свои условия игры, так как мы уже знаем цели инструменты провокационного поведения.
1. Заставить сливать энергию "в молоко"
В процессе критики, манипулятор хочет вынудить вас на эмоциональную реакцию чтобы начали оправдываться и перебивать.
Задача: Сохранить максимальное спокойствие и наблюдать за тем как человек сливает энергию "в молоко".
Не перебивайте, пусть критик максимально выговорится, выслушайте всё до конца. Спокойно и с интересом наблюдайте за человеком, стимулируйте на продолжение, проявляйте любопытство.
Пример:
- Да разве это работа профессионала? Сделано все отвратительно!
Ответ: Забавно, есть что добавить?
В результате, человек не добившись желаемой реакции начинает чувствовать тревогу и конфликт угасает, зацепиться больше не за что.
2. Переведём фокус внимания.
Чтобы провокатору вывести вас на оправдание, нужно акцентировать внимание на ваших словах и эмоциях.
Решение. Снимаем фокус внимания с себя переводом его на собеседника. Для этого нужно задавать вопросы.
У этой техники две вариации:
Сбивающий вопрос. Тут важно не использовать театральных интонаций, не переигрывать. Наоборот, сохраняем вежливое спокойствие, выслушиваем собеседника и искренне интересуемся причинами нападения на вас.
Пример:
С вами всё хорошо?
Для чего вы это говорите?
Что случилось?
Вы нормально себя чувствуете?
2. Уточняющий вопрос.
Разбирайте на составные части все претензии сказанные в ваш адрес и уточняйте. Задача, своими вопросами заставить провокатора дать конкретные ответы.
Пример:
-Ты полный ноль, компетенцией от тебя и не пахнет!
Что конкретно вы имеете ввиду? Уточните пожалуйста этот момент. Вам не понравилось, что-то конкретное?
- В результате, этими вопросами вы заставляете провокатора оправдываться. Уже вы задаёте вопросы и ведёте беседу. А ему ничего не остаётся как закончить конфликт или честно поделиться своими мотивами, что естественно он делать не будет.
3. Вскрываем карты
Именно используя пассивную агрессию и скрывая мотивы - манипулятор имеет силу. Под маской "конструктивной" критики, в желании помочь и обеспокоенности, провокатор прячет преимущество, он делает невидимыми свои истинные намерения и недоброжелательность.
Решение. Нужно снять "шапку-невидимку" с мотивов манипулятора.
Тут так же есть 2 техники:
"Это интересно" после того как Вы дали провокатору выговориться, начните озвучивать свои предположения о его мотивации.
Пример:
Я так понимаю ты пытался вывести меня из себя? Очень интересно.
Ты хочешь вызвать во мне чувство вины? Занятно.
Вопрос в лоб. Применять эту технику немного сложнее. Чтобы дискуссия продолжалась на ваших условиях и по вашим правилам, нужно не просто прямо высказать намерение провокатора, а задать ему открытые или наводящие вопросы.
Пример:
Олег для чего ты решил мне это высказать сейчас? Ты таким образом обвиняешь меня в некомпетентности или у тебя другая цель?
Родная, а для чего ты мне об этом говоришь? Это была попытка обесценить моё отношение к работе? Или у тебя есть другие мотивы?
- В результате, даже если от манипулятора последуют оправдания " не надо перекручивать, вообще-то я не со зла, я не понимаю о чём ты и точно имел ввиду не это", - вам удалось раскрыть его карты. Инициатива в ваших руках и вы заставили манипулятора отвечать на конкретные вопросы и объясняться.
Техника с "раскрытием карт" отлично работает, но она особенно эффективна при публичной беседе. Важный момент в сдержанности и спокойствие, нужно говорить так, чтобы не выдать свои эмоции. И опять же, без театральных переходов и саркастических интонаций. Эта техника прекрасно защищает ваш авторитет и помогает вывести манипулятора на чистую воду прилюдно.
4. Неожиданная реакция
В голове манипулятора вы предсказуемы: эмоциональные реакции, защита, оправдания.
Решение. Задача стоит полностью разорвать шаблон, это наиболее сложное противостояние провокатору, но так же наиболее яркое и жестокое. На помощь нам приходят нестандартные, абсурдные вопросы и даже шутки.
Пример:
Первый раз слышу такой интересный акцент. А ты откуда?
Оу, красивые очки. Где брал?
Такого рода ответы заставляют человека почувствовать себя неловко, так же они разрывают привычный провокатору шаблон. Инициатива снова в ваших руках и можно свести беседу к комедийному театру.
- В каких случаях эта техника опасна? Неудачная шутка может вызвать ослабление вашей позиции ещё сильнее. Провокатор легко распознает неуверенность и фальшивость, поэтому, чтобы не случилось сохраняйте спокойствие.
5. Защищаемся мягко.
Случаются разные ситуации и когда, вы например сидите на переговорах и от провокатора зависит ваше будущее или ближайший заработок - вышеописанные техники применять бессмысленно. В таких случаях важно сохранять субординацию.
Поэтому техника мягкой защиты в этом случае служит для подавления напряжения. Разберём на конкретных шагах:
- 1. Введите свои эмоции в состояние анабиоза. Пусть он выговорится, но вы, как мы уже знаем, просто сохраняйте спокойствие и задавайте уточняющие вопросы:
Пример:
Я могу чем-то помочь?
Мне бы хотелось разобраться во всех деталях, можно по подробней?
Что-то конкретное случилось?
- 2. Выслушав всё, что нам хотел сказать собеседник в первом шаге задача, превратить его в союзника. Для этого используем констатацию фактов и обозначение своей лояльности.
Пример:
Уверен, совместно мы сможем решить этот вопрос.
Согласен, проблема есть я вас понимаю и вижу её. Надо подумать как её исправить.
- 3. Сделайте акцент на аналитику и факты, чтобы сместить фокус внимания с эмоций. Также надо постараться выявить потребности оппонента, узнать цели и мотивы.
Пример
Расскажите, как вы видите дальнейшее развитие этого вопроса?
Вам есть что предложить? Пожалуйста, обоснуйте свою позицию.
Да, я прекрасно вижу что вы расстроены. Но если мы продолжим делать из этого проблему, то пострадает не кто-то один, а мы оба ( Тут стоит аргументировать почему конфликт не выгоден обоим).
- 4. Когда в предыдущих трёх шагах мы выявили потребности и позиции, нашли точки соприкосновения - стараемся взять паузу и завершить беседу.
Пример:
Хорошо, с этим нам всё понятно. Давайте назначим следующую встречу (время/дата), а пока детально разберёмся в ситуации, составим план и начнем работу. До следующей встречи уверен, что проблему решим и разберёмся с основными моментами.
- Если так получилось, что выше описанное общение проходило с близким человеком и вам важно укрепить и сохранить отношения, то пользоваться стоит Я-высказываниями.
Установите эмоциональную близость, опишите свои ощущения не вызывая чувства вины у собеседника.
Неправильно:
Ты виноват, ты меня оскорбил, вывел на эмоции. Почему ты не можешь вести себя иначе?
Правильно:
После твоего высказывания Я почувствовал *тревогу, злобу. Я могу тебя понять, но всё же попрошу не поднимать эту тему впредь, потому что ( аргументация). Неплохо было бы быть опорой друг другу, мы всё-таки не чужие люди, верно?
- Подводя итоги, скажу: в этой борьбе, главный враг - это беспокойство и эмоции. Если чувствуете, что не готовы к конфронтации, лучше откажитесь. Ведь если вы не сможете справиться с чувствами и эмоциями, то даже применение техник выдаст вашу слабую позицию. Всегда думайте, прежде чем, что-то сделать и трезво оценивайте свои возможности. Тренировка и репетиция этих техник, поможет закрепить материал и добавит вам уверенности. Будьте здоровы!
Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь своим мнением или историями в комментариях. Буду рад ответить.