Этот ребенок - хорошенькая маленькая девочка с особенностями развития. И я вовсе не иронизирую, когда называю её милой и безобидной.
Она ведь и правда - никому зла не желает, ведь ввиду своих особенностей она просто не умеет желать зла и не знает, что это такое.
Да и, наверное, немножко играет роль моя личная симпатия к этому ребенку. Не только из-за того, что она внешне миленькая, но и потому что моя тёзка (да-да, каюсь, но всегда с особой тщательностью изучаю поведение Настенек у себя на занятиях, интересно просто).
А занятия - обычные, творческие, в кружковом отделе социального спецучреждения для детей с ОВЗ (не образовательного, а санаторного типа).
Настенька
Девочка из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь - частично понимает, простые задания - выполняет, но не когда их произносят словами, а когда показывают руками, что и как нужно делать. Без "визуалочки" - Настенька просто ничего не поймет, а будет беззаботно прыгать вокруг воспитателя (медработника или педагога-специалиста), улыбаться и издавать звуки типа "у-ииии-ууу!" Ну, еще иногда за ручку хватать и пытаться закружить. И совершенно забывая о том, что ей дали какое-то задание.
Одеваться, есть, ходить в туалет - умеет сама, хоть и нужно, конечно, контролировать, чтобы всё получалось аккуратно. Но сама Настенька о помощи не кричит и не расстраивается, если такие бытовые вещи получаются у нее не очень хорошо (например, наденет футболку наизнанку или уронит кашу с ложки на штаны во время еды).
С другими ребятами - тоже пытается контактировать, однако мало кто желает с ней общаться, в основном отталкивают или убегают (ведь "поползновения" Настеньки кажутся со стороны слишком навязчивыми).
И, т.к. Настя находится в стационаре без сопровождающего родителя (мама - с грудничком дома сидит, а папа - ТАМ, где сейчас многие мужчины нашей страны), всё "общение" с Настей берут на себя дежурные воспитатели. И, между прочим, ничуть на неё не жалуются!
А чего жаловаться-то! По ночам и в тихий час - спит, кушает "что дают" и без капризов, когда поиграет - все игрушки за собой на место убирает, и с людьми не конфликтует. Ну, разве что за самими воспитателями ходит хвостиком туда-сюда.
Настя на занятиях
Не уверена, что Настя понимает на все сто, "ЧТО из-под нее хотят", но, например, в моём кружке оригами - она повторяет все действия за мной. Поэтому, если мы действуем очень медленно и пошагово, то она вполне может сделать легонькую поделочку. Жаль только, что сам результат она не может оценить... ну да ничего, зато ребенок радуется процессу, совместной работе и вниманию к себе. А мне большего и не надо!
Так же и на других занятиях: на музыке, на ИЗО или у дефектолога. В общем, нравилось педагогам заниматься с Настенькой, вооот!
Но однажды...
Это было на следующий день после того, как спонсоры привезли в подарок нашему учреждению новое оборудование... хотя, не знаю, можно ли это назвать оборудованием...
Короче, парта-трансформер, которая может принимать различные положения, еще и с подсветкой и издающая разные звуки. Не знаю, "что за зверь такой", раньше я таких не видела. Но заведующая называла это чудо "гарнитуром для кабинета психолога". Целых 2, и пока в разобранном виде.
А т.к. "подарки" привезли довольно поздно, в конце рабочего дня, то наши дядьки-разнорабочие не стали заморачиваться и собирать-устанавливать их прямо сразу, а оставили в холле нашего "педагогического" этажа, т.е. нежилого, в котором нет детских палат, а только кабинеты.
И, чтобы никого из "жильцов" стационара случайно не понесло проверить, что там в коробках, решили наш этаж вообще на ночь запереть с обеих сторон, оба крыла.
А при чем тут Настя?
Так вот...
Утром, когда Настя была и у меня на занятии, и у дефектолога, и у музрука, она вела себя просто жутко и неузнаваемо!
Носилась по кабинетам, прыгала с ногами на подоконник, каталась на дверях... И удержать ее было практически невозможно: становилась мягкой и пластичной, "вытекала" из рук и снова скакала как сайгак туда-сюда.
Да что там! Оказывается, в тот раз даже массажисту пришлось бегать за ней по кабинету и ловить ее, пока она на кушетке крутилась, смеялась, норовив уползти или совсем укатиться.
Да что такое?!
А вот и подходим к сути, которую "разжевала" нам дежурная воспитательница!
Оказывается, у нашей Настеньки, каждое утро, сразу после подъема, был определенный ритуал!
Нет, даже не после, а как бы во время(!) подъема:
- пока все остальные ребятки в стационаре только вставали, Настенька, еще даже не обувшись, а прямо босиком, выбегала из палаты...
- ... потом, через весь коридор - на лестницу, "взбегала" на наш "педагогический" этаж, абсолютно пустой...
- ... и с радостным криком "у-ииии-ууу!" перебегала по нашему этажу, из одного крыла в другое, уже к другой лестнице, и уже по ней сбегАла вниз на свой "палатный" этаж!
А воспитатели, уже зная эту Наськину привычку, спокойно к ней относились, и каждый раз одна из воспитательниц бегала за ней по её "маршруту" (потому что нельзя оставлять ребенка без присмотра). И именно они (воспитатели) назвали такую утреннюю пробежечку ритуалом.
А в чём вкус?
Ну, это лишь догадки воспитателя, а также курирующего Настю врача, которая с ней согласилась...
Насте нравилось, что этаж в это время - пустой, она на нем - будто бы хозяйка. А еще, из-за этой пустоты, все её "у-ииии-ууу!" звучат громко и отражаются эхом со всех сторон! И это так здорово и приятно!
И вовсе НЕ нужно Настеньку в этом ограничивать! Ведь, по сути, ритуал совсем безобидный, ненапряжный, никому она не вредит, ничего не ломает и не портит.
И после ритуала - весь ее "рабочий" день проходит радостно и гладко. Да и воспитателю, блин, маленький фитнес по лесенкам - тоже не во вред.
А в "тот" день...
Как я уже написала, этаж был заперт! И "ритуал" у Настеньки... провалился!
И после неудавшегося действия, "режимного", к которому она давно привыкла, казалось, что все ее остальные действия и порядки - "разъехались по швам".
Конечно, мы предлагали и Насте, и воспитателям "хоть сейчас пробежать кросс по этажам через лестницы", и сами согласились поучаствовать, и даже обувь снять (для солидарности), но...
Не то пальто!
"Ритуальный" забег должен проходить только рано утром! И только по пустому этажу! Хотя... может быть, воспитатель много чего сама накрутила - кто ж разберет чужую душу ("потемки"). Но не захотела Настенька бегать в разгар рабочего дня!
Зато потом...
Это когда уже наши "дяди" собрали таки "волшебные парты" и поставили в сенсорную комнату, а этаж снова был открытым и свободным, наша Настенька - "вернулась"!
Все та же милая, добрая и исполнительная девчонка. Ну а воспитатели - с удовольствием возобновили её утренние ритуалы!
Ну правда же! Кому-то ведь утром нужно не только умыться, почистить зубы и зарядку сделать! Некоторые - масло подсолнечное во рту теребят, некоторые - солнечные лучи ловят стоя у окошка, другие - с кошкой играют... и никто из них НЕ представляет своего утра без этих ритуальных действий. Ну а у Настеньки - оно ВОТ ТАКОЕ!
В общем... даже если это было простое совпадение, однако, мне все же хочется верить, что виною всему именно "ритуал". Ну, может потому что захотелось оправдать Настеньку. Хороший ведь ребенок!
А своим дорогим читателям -тоже пожелаю светлых и добрых мыслей, чтобы просто было приятно!