Один из лучших советских детективных сериалов придумали Ольга и Александр Лавровы. Александр Сергеевич работал в системе МВД, однако это не помешало ему насытить сериал массой странных, необъяснимых даже с точки зрения закона поворотов. И дело "Любой ценой" - яркий пример тому.
Вкратце напомним сюжет. В камеру следственного изолятора попадает молодой подонок Вадим Холин (Евгений Герасимов), который некоторое время назад избил на улице человека, чтобы отнять у того полученные в сберкассе деньги. Пострадавший Киреев скончался от кровоизлияния в мозг. Но неожиданно вину за эту преступление берет на себя сокамерник Холина - отец-одиночка двоих детей Тобольцев (Николай Пастухов), сидящий по пустяковому хозяйственному обвинению в махинации со строительными нарядами. Знаменский понимает, что Тобольцев берет на себя чужую вину и пытается понять, по какой причине. Вскоре выясняется, что Тобольцеву сообщили о якобы имеющемся у него неизлечимом раковом заболевании через знакомую семьи Холиных в тюремной больнице, и мужчина продал последний месяц жизни за 8 тысяч рублей ради будущего своих детей. Выпущенного на волю Вадима Холина снова арестовывают.
Как обычно изначально все в этом деле кажется логичным и правильным. Но если приглядеться внимательно, а особенно прислушаться к словам персонажей, то оно сразу рождает много вопросов. Начнем даже не с дела Тобольцева, а с самого первого эпизода фильма - Томин и Кибрит приходят к Знаменскому поздравлять того с 15-летием поступления на службу в милицию. На дворе 1976 год, что можно увидеть по настенному календарю в кабинетах у следователей. Следовательно, Знаменский выпустился из юридического института в 1961 году. Однако в деле "Побег", действие которого происходит в 1973 году, матери Знаменского исполняется 50 лет. Значит, она произвела его на свет в 16 лет, а то и еще раньше? Конечно, это возможно, но в деле "Ответный удар" мама Знаменского (Вера Васильева) в красках рассказывает, как она долго встречалась с будущим мужем-ученым, который носил ей разные диковинные цветы, и как буквально заставила его выйти за себя замуж - описывается поведение и речь вовсе не 15-летней девочки.
Теперь вернемся, собственно, к фабуле дела и зададимся вопросом - почему Тобольцев вообще сидит в тюрьме до суда? Ему вменяются махинации со строительными нарядами, которые в СССР были очень распространены. На фоне постоянных задержек с подвозом бетона и других стройматериалов бригады простаивали, а поскольку они работали на сдельщине, то теряли в заработках. Бригадиры завышали в нарядах объемы выработки, чтобы удержать рабочих от увольнения. Да, это уголовное преступление, но совершенно очевидно, что Тобольцев не имел личной выгоды и на этом не обогатился, да и сам Знаменский говорит, что на того навалились жены строителей, морально подавив бригадира и заставив его исправить накладные. Максимум, что его ожидает (мы это слышим в фильме не раз) - два года.
Так почему же он сидит в тюрьме до суда? В деле "Повинную голову" Знаменский дает свободу Масловой (Анна Антоненко-Луконина), которая была одной из организаторов хищений в кондитерском цеху, купалась в деньгах, покупала меха, дубленки, драгоценности, ей светила статья за хищения госимущества в особо крупном размере (вплоть до высшей меры), ее подельник Кудряшов (Леонид Броневой) готовился получить 15 лет. Но Знаменский отпускает эту даму под подписку о невыезде до суда "ради семьи", а Тобольцева, который растит двоих маленьких детей без жены, маринует за решеткой. Это благородный гуманист Знаменский?
Далее мы выясняем подробности совершенного Холиным преступления. Он выследил в сберкассе мужчину, получившего крупную сумму, потом избил его в какой-то темной подворотне Товарищеского переулка, отнял бумажник, но был схвачен на месте преступления дружинниками, бежал, где-то два месяца скрывался, потом снова вышел погулять, был арестован и помещен в СИЗО. Оставим в покое невесть откуда взявшихся в темной подворотне дружинников и попробуем ответить на простой вопрос: они установили личность Холина, когда вели его в милицию, или нет? Да или нет?
Если Вадим "вышел на дело" с паспортом или студенческим билетом в кармане, и его личность была установлена, то как объяснить слова брата Холина Семена (Всеволод Шиловский) за семейным банкетом: "Один раз ты уже вышел прошвырнуться-проветриться вместо того, чтобы отсидеться в тихом месте. И эта твоя прогулка кончилась в милиции"? Кроме того, в разговоре с матерью Холина (Татьяна Карпова) Знаменский сетует, что не может у нее спросить, где после побега скрывался ее сын. Если ему надо было где-то скрываться, значит, его имя и фамилия уже были известны милиции? Но тогда какой было смысл "отсиживаться в тихом месте"? Чего он там дожидался - того, что о нем забудут? Но Холин за убийство находился бы в вечном всесоюзном розыске, так что отсиживаться "в тихом месте" ему бы пришлось всю оставшуюся жизнь, разорвав контакты с семьей. Отсидеться имело смысл только в том случае, если бы его ФИО не были известны милиции, и преступника ловили бы по приметам. Но в этом случае зачем ему надо было где-то скрываться, почему он не жил у себя дома? И тогда откуда Знаменский знает, что Холин скрывался, если конкретно Вадима Холина никто не искал?
Еще большим бредом выглядит план убедить Тобольцева через Киру Грибенюк (Людмила Хмельницкая), что у того рак, жить осталось месяц, а значит, есть смысл продать это время семье Холиных. Любой нормальный человек, услышавший такой диагноз, немедленно поднял бы вой на всю округу с требованием срочно отправить его в больницу, начать лечение, вызвать лучших врачей и т.д., ведь в фильме не раз говорится о том, что Тобольцев крайне мнителен. А он сразу верит какому-то регистратору, представившемуся ему врачом-онкологом, и сохраняет всю информацию втайне, как американский шпион. Поведение более чем странное, если учесть к тому же, что почти сразу Холин предлагает ему совершить "сделку". Уж это точно должно было вызвать подозрение - очень странное совпадение.
Но вот главный абсурд всего фильма - мы узнаем, что все переговоры между свободой и тюрьмой шли через Киру Грибенюк, к которой под видом мужа на тюремные свидания приходил Семен Холин. Это уже не лезет ни в какие ворота. Во-первых, в СИЗО на свидания не может приходить кто угодно - там жесткая система проверки документов, причем куда более строгая, чем в аэропорту или гостинице. Так что Семен Холин должен был иметь выполненный по высшему разряду поддельный паспорт или быть похожим на мужа Киры Грибенюк как две капли воды. Во-вторых, настоящий муж Грибенюк уже явно ранее посещал свою благоверную, и его теоретически могли запомнить какие-нибудь сотрудники СИЗО, которых бы очень удивило, что тот полностью преобразился.
Самое главное - свидания в тюрьме проходят не тогда, когда этого хочет заключенный, а строго по графику (в настоящее время - два краткосрочных свидания в год для тюрьмы, в СССР, вероятно, было не сильно чаще). В фильме же получается, что как только Тобольцева вывезли на следственный эксперимент, где он не увидел мусорные баки, тот немедленно сообщил об этом Кире Петровне, а она сразу вызвала к себе на свидание "мужа", изложила ему во всех подробностях (!) то, что увидел во время эксперимента Тобольцев. В тот же день Семен Холин пошел домой к брату, узнал у него про баки, сразу вернулся на новое свидание и передал информацию. И Кира Петровна опять позвала Тобольцева к себе. Причем все это произошло буквально за день.
В соответствии с нормативами, краткосрочные свидания заключенных с родственниками как в СССР, так и в настоящее время проводятся строго "в присутствии представителя администрации исправительного учреждения". Как раз для того, чтобы не происходило никаких подобных сговоров. На фоне таких грехов как-то меркнут те факты, что письмо Тобольцева из тюрьмы должно было стать предметов обязательного административного или уголовного расследования, а Семена Холина следовало арестовать вместе с братом, так как он участвовал в организации укрывательства, а кроме того, пользовался поддельными документами для проникновения в СИЗО. И сидеть ему на одной скамье с Кирой Петровной. Наконец, почему следственный эксперимент с Тобольцевым в Товарищеском переулке проводит Знаменский? Ведь дело об убийстве Киреева ведет следователь Панков!
Для Евгения Герасимова Холин - чуть ли не единственный ярко отрицательный герой во всей обширной советской фильмографии артиста, если не считать "чернушный" фильм "Ночь длинных ножей" 1990-го года (да и тут его киллер вызывает симпатию). Ну а Николай Пастухов неожиданно для внимательных зрителей сериала из милиционера превратился в прораба. Ведь в деле "Побег" актер играл милиционера Еловского ГУВД, а через несколько лет становится Тобольцевым.