Найти тему
В Движении

Вторичный рынок автомобилей "встал" - дилер рассказал, почему выгоднее купить новую машину, чем подержанную

Рынок автомобилей с пробегом переживает застой: за последние три месяца продажи практически остановились, а цены ежемесячно падают на 1,5-2%. В этой статье мы рассмотрим причины сложившейся ситуации.

Чтобы понять текущую ситуацию на рынке, давайте вернемся на десятилетие назад, а именно в 2014 год. Тогда Россия столкнулась с первыми серьезными санкциями. Я в то время работал в автосалоне и хорошо помню, как выглядел шоурум: он был полон людей, планировавших покупку автомобиля в ближайшие полгода. Продать 2-3 машины в день не составляло труда.

Этот пример иллюстрирует важную особенность: при возникновении кризисных ситуаций в России люди стремятся потратить деньги. Более состоятельные граждане инвестируют в недвижимость, люди со средним достатком покупают автомобили, а те, у кого меньше средств, приобретают бытовую технику.

В 2020 году началась пандемия, которая оказала неожиданное влияние на рынок подержанных автомобилей.

Механизм формирования цен на рынке подержанных автомобилей достаточно сложен. Хотя более 70% объявлений исходят от частных лиц, именно дилеры задают общий тренд ценообразования. Проблема заключается в том, что частные продавцы редко отслеживают рыночную ситуацию на регулярной основе. Они выставляют цену и, если нет предложений, просто немного корректируют ее.

-2

У дилеров же есть специальные инструменты для мониторинга рыночного положения каждого автомобиля и уровня интереса к нему. Когда в 2020 году был объявлен локдаун, неожиданно начал расти спрос на подержанные автомобили. Дилеры быстро уловили эту тенденцию, в то время как частники оставались в неведении.

Дилеры начинают активно скупать автомобили, рассчитывая на дальнейший рост цен. Частные продавцы, не осознавая динамики рынка, продавали свои машины по ценам, которые казались им высокими, но на самом деле уже отставали от рыночных реалий. Эта ситуация продолжалась около года: дилеры покупали у частников машины, а через месяц, два их реализовывали естественно уже дороже, так как происходил рост рынка.

Эта тенденция сформировала у частных продавцов ложное представление о высокой стоимости их автомобилей, что стало вторым фактором, влияющим на текущую ситуацию на рынке.

В феврале 2022 года, после начала всем известных событий, дилеры, опираясь на прошлый опыт, ожидали всплеска спроса и начали активно закупать автомобили у частников.

-3

Однако ситуация оказалась гораздо серьезнее, чем предполагалось: спрос практически исчез. При этом дилеры за март-апрель существенно нарастили складские запасы и столкнулись с проблемой: рынок по-прежнему формировался частниками, следовавшими за трендом дилеров.

Дилерам необходимо было снижать цены для распродажи стоков, но частники держали высокие цены. В результате снижение цен происходило крайне медленно, и только к сентябрю 2022 года дилеры смогли нормализовать ситуацию со складскими запасами.

Уже два года мы находимся в ситуации, когда происходящие события должны были бы стимулировать спрос и траты населения. В 2024 год мы вошли в состоянии некой стабильности – пусть сложной и непростой, но все же стабильности, с некоторым пониманием завтрашнего дня.

-4

В 2024 году к вышеупомянутым факторам добавляется еще один важный аспект. В 2021 году в России было продано полмиллиона новых автомобилей, в 2022 – всего 600 000, а в 2023 ситуация улучшилась и было реализовано миллион новых машин. В текущем году мы уверенно движемся к отметке в 1,5 млн.

И возникает вопрос: откуда возьмется дополнительный спрос на еще 500 000 новых машин? Естественно, он переместится с рынка подержанных автомобилей. Это подводит нас к последнему фактору, влияющему на рынок б/у авто – высокой ключевой ставке. Она означает дорогие кредиты, особенно для "вторички", так как кредиты на новые машины субсидируются производителями.

-5

Рассмотрим конкретный пример. На рынке представлена Hyundai Creta 2020 года выпуска стоимостью около 2 млн рублей. В то же время новые автомобили, такие как Haval Jolion или Chery Tiggo 7 Pro, можно приобрести примерно за 2,5 млн рублей. Разница в полмиллиона кажется существенной, но давайте проанализируем ситуацию глубже.

Если учесть ежемесячные платежи по кредиту, картина меняется. Для подержанной Creta процентная ставка составит около 22%, в то время как для нового китайского кроссовера - примерно 12%. В результате при наличии первоначального взноса в 1 млн рублей, ежемесячный платеж за 4-летнюю Creta составит 27 000 рублей, а за новый китайский кроссовер - 33 000 рублей. Разница всего в 6 000 рублей, но вы получаете новый автомобиль.

-6

Некоторые могут возразить, что китайские автомобили уступают по качеству. Однако даже если предположить, что это так, новый автомобиль в любом случае будет предпочтительнее 4-летнего. Поэтому спрос неизбежно будет смещаться в сторону новых автомобилей.

Подведем итоги:

  1. При возникновении кризисных ситуаций люди готовы вкладывать средства в автомобили, недвижимость и технику.
  2. У многих сложилось ошибочное представление о высокой стоимости их подержанных автомобилей. Это связано с распространенными историями о том, как кто-то продал свою машину с пробегом дороже, чем купил новую. Поэтому лупим цену в небеса, и тачка по-любому продаётся.
  3. Постоянное наличие новых автомобилей на рынке. Они не только привлекательны как новый продукт, но и часто выгоднее по цене из-за более низких процентных ставок по кредитам.

Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях