Если сделать срез по прогнозам ЦБ за последние несколько лет и посмотреть, какие из них сбывались, то можно увидеть, что по большей части меткие стрелы лучших экономических экспертов ведомства попадают отнюдь не в яблочко, а в держащую его голову. По окончании 2023 года госпожа Набиуллина прогнозировала существенное снижение инфляции и, как следствие, жёсткости кредитно-денежной политики к середине 2024 года. На дворе уже июль, а многоуважаемый ЦБ посылает в общество сигналы, из которых эксперты делают только один вывод — в скором времени ставку опять будут поднимать.
Всё дело в том, что ЦБ управляют большие профессионалы. Они получили прекрасное образование и перенимают опыт у самых передовых экспертов в современном мире. Проблема в том, что современный мир — это неолиберальный глобальный рынок, который разваливается под весом собственных противоречий. Поэтому те модели и методы, которые работали при относительно стабильном неолиберальном порядке, не могут справиться с теми вызовами, которые стоят перед страной сегодня. Те блестящие выпускники крупнейших мировых экономических ВУЗов учились по строго партийной науке — науке транснациональных корпораций, проповедующих неолиберализм как единственную норму развития. Но современный мир всячески отрицает эту норму, борется с ней, ищет альтернативные пути развития экономики и политики. Потому старое и новое сталкиваются лбами, не в состоянии понять друг друга. Но новое, как показывает история, гораздо чаще в этом столкновении побеждает.
Так, ЦБ всё ещё называет главной проблемой «высокие инфляционные ожидания» и «мягкую кредитно-денежную политику», которые приводят к формированию излишнего спроса, а его удовлетворить при современных условиях невозможно. Не хватает рабочих рук, не хватает научно-технического потенциала, поэтому решать проблему инфляции предлагают с помощью снижения средств в экономике, останавливая таким образом индустриальное расширение, которое стратегически необходимо. Это та самая старая неолиберальная модель. В это же время другие эксперты, например, предлагают сузить спекулятивный сектор экономики, так как в нём находится порядка 1 миллиона человек, которые могут быть перенаправлены на работу в производственный сектор. Как пишут СМИ:
«Министерство труда и социальной защиты оценило, как изменится профессионально-квалификационная структура занятых на российском рынке труда к 2029 году. Предварительные расчеты ведомства содержатся в проекте нацпроекта «Кадры», который демонстрировался в июне на одном из межведомственных совещаний под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой (документ есть у РБК, его подлинность подтвердили два участника той встречи).
По прогнозу министерства, в ближайшие годы сильнее всего снизится потребность в сотрудниках категории «руководители» — их станет меньше на 533 тыс. человек. В то же время необходимость в «специалистах высшей квалификации», напротив, возрастет — на 1,395 млн человек».
Также отмечается возможное сокращение других направлений, что в сумме даст около 1 миллиона рабочих. И это принципиально иной подход к решению проблемы, не неолиберальный, которым необходимо заниматься государству. В этом отношении ЦБ представляет старый подход к делу, в то время как весь контекст развития кричит о необходимости искать новый. Это проявляется и в использовании такого инструмента, как ключевая ставка. Ведь инфляция может расти не только лишь от избытка спроса, но и от огромного количества других факторов. Так, например, важным фактором является подорожание бензина, затраты на который так или иначе входят в стоимость товаров. Ведь бензин — это кровь транспортировки, часть постоянного капитала, и эта часть последнее время только растёт в цене. Бензин двух популярных марок АИ-95 и АИ-92 за минувшие полтора месяца подорожал на 30% и 20% соответственно. Причины лежат явно не в плоскости кредитно-денежной политики — это и дефицит железнодорожных цистерн, и затоваривание НПЗ, и сезонные остановки НПЗ, и закупки оптовиками топлива впрок, и многое другое. Решит ли очередное повышение ключевой ставки эти проблемы? Вопрос риторический.
Именно поэтому взятый ЦБ курс на борьбу с инфляцией не работает — он устарел. Стране необходимо отходить от неолиберальных практик, возвращаться к государственному регулированию экономики и особенно банковского сектора. Необходимо ориентировать на Китай, а не на Швейцарию, как это однажды предложил делать один из именитых экспертов. Ещё 27 сентября 2023 года госпожа Набиуллина заявила, что опыт Китая для России — это шаг назад. Как бы наши «уверенные шаги вперёд» не привели нас к пониманию необходимости сделать несколько «шагов назад» слишком поздно.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где вы сможете читать уникальный контент и наши книги - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429