Найти в Дзене
Жорик – историк

Кулинарная революция Анастаса Микояна

Оглавление

В сказке Николая Носова «Незнайка на Луне» один из героев Пончик, оказавшись на другой планете в капиталистическом обществе, ест в местном ресторане макароны с котлетами, гречку и кабачки. И это не особый приём писателя, а просто Носов, живший при СССР, не мог себе вообразить другой еды, кроме общепитовской. Той, что царила в советских столовых, подчиненная тотальной кулинарии. Ее творцом называют человека, имя которого ныне основательно забыто — Анастаса Ивановича Микояна.

Это он придумал для нас и советское мороженое, и рыбные консервы с рыбным днем в заводских столовых, и вермишелевый молочный суп, и моду на томатный сок, картофельное пюре. Современный соусный «император» каждой кухни — майонез — тоже его заслуга. Без преувеличения можно сказать, что весь советский общепит в том виде, в каком мы его помним либо знаем из фильмов и книг, вышел из одной единственной головы, ставшей творцом настоящей кулинарной революции в СССР.

Анастас Иванович Микоян/ © ТАСС
Анастас Иванович Микоян/ © ТАСС

«Всем попробовать пора бы...»

Принято считать, что началом всех микояновских инноваций в организации общественного питания стала его поездка в США в 1936 году. Но это не так, ибо кулинарная революция вышла из советского голодомора 1932–1933 годов. Анастас Микоян тогда возглавлял Наркомат снабжения, и именно ему приходилось разрабатывать систему циркуляции продовольствия в масштабах всей страны — образно говоря, размазывать тонкий слой каши равномерно по тарелке.

Ужин советского человека начала 30-х — это посыпанный сахаром кусок черного хлеба и стакан чая. Но даже этого хлеба в стране не хватало на всех, не говоря уже о мясе и фруктах. Поэтому Микоян стал искать новые источники питания. Так в определенный момент ему пришла в голову мысль, что новым мясом для народа может стать рыба. Коров и свиней надо выращивать, а рыба нерестится сама. Вот она — бери и вылавливай.

Но как это сделать, если, во-первых, на Дальнем Востоке нет никакой рыболовной и перерабатывающей инфраструктуры? А во-вторых, консервная промышленность в СССР практически отсутствует. Обе проблемы решаемы, и Микоян, заручившись поддержкой Сталина, начинает действовать. На советской части Сахалина и на Камчатке начинается строительство рыбоперерабатывающих заводов, в Америке закупается оборудование для консервирования, строится флот, а для разведки рыбных косяков применяют авиацию.

Приучали население к рыбе и дарам моря с помощью рекламы со звучными рифмами
Приучали население к рыбе и дарам моря с помощью рекламы со звучными рифмами

С итогом этой масштабной акции знаком каждый человек, живший в зрелом возрасте при СССР. Традиция «рыбного дня» в советских столовых была заложена именно Микояном — нужно было приучать советское население к новой еде, а оно, несмотря на отсутствие мяса, привыкало к рыбе с трудом. Впрочем, к середине 30-х Микоян понял, что реальной альтернативой говядине и свинине рыба никогда не станет, поэтому перед ним встал вопрос создания полноценной мясной промышленности.

А Микоян против

Если сейчас народ и вспоминает Анастаса Ивановича, то в связи с мясокомбинатом его имени — творцом «креативной» рекламы «Ням-ням-ням-ням, покупайте Микоян!» В 1933 году начали работать все девять его цехов, а через год пищевому флагману присвоили имя Микояна. Та самая Докторская колбаса, о которой порой любят ностальгировать в российской периодике, родилась именно в стенах этого мясокомбината.

К слову, про докторов. Жил и работал в ту пору ученый Мануил Певзнер, руководитель института питания. Именно к нему обратился Микоян с просьбой разработать универсальную советскую диету для внедрения ее в зарождающейся системе общепита. Певзнер, яростный противник специй, приправ и любых жареных блюд, придумал диету для язвенников (стол №1). Но в язвенники он почему-то записал всё население СССР. Это с его подачи первые советские столовые наводнили пюре, жидкие каши, пресные супы, тушеные овощи, сырники и макароны. Микояну, уроженцу Армении, яростное отрицание специй не понравилось. И когда в 1939 году вышла «Книга о вкусной и здоровой пище», именно по настоянию Анастаса Ивановича в нее вошли жгучие кавказские рецепты, со временем вытеснившие крестьянские расстегаи, медовухи и сбитни.

Блюда «стола №1» были безусловно здоровыми, но вот со вкусом существовала проблема
Блюда «стола №1» были безусловно здоровыми, но вот со вкусом существовала проблема

Пищевая Америка

1936 год стал переломным в кулинарной революции наркома Микояна. По поручению Сталина он едет в рабочую командировку в США. И не просто перенимать опыт, а облаченный полномочиями заключать контракты на поставку оборудования для пищевой промышленности.

Главным его потрясением стали промышленные холодильники, которые Анастас Иванович назвал делом «гигантской важности». Но и помимо «фабрик холода» Америке было чем удивить впечатлительного наркома. Он увидел линии по производству соков и мороженного, познакомился с технологией изготовления сосисок, побывал на винных заводах, где делали местное игристое вино. Любое пищевое производство было для Микояна настоящим потрясением. Молочный завод в Нью-Джерси поразил его упаковкой из гофрированного картона. Консервная фабрика в Питтсбурге — сухими завтраками из рисовых хлопьев. Жиркомбинат в Чикаго — линией по производству майонеза. Да даже кафетерии и уличные забегаловки смогли удивить доселе незнакомым блюдом, которое нарком в своих записках назвал «хамбургером».

Анастас Микоян рассматривает стейк в супермаркете во время своего второго визита в США, 1959 г./ © ТАСС
Анастас Микоян рассматривает стейк в супермаркете во время своего второго визита в США, 1959 г./ © ТАСС

Три главных продукта наркома

Именно с него Микоян и начал внедрение новшеств на родине. Но у заграничного «хамбургера» оказалась самая короткая кулинарная судьба. Закупленное оборудование позволило наладить выпуск булок, получивших название «городская», и замороженных котлет на мясокомбинатах обеих столиц. С 1937 года «хамбургеры» можно было купить на улицах Москвы, Ленинграда, Баку, Харькова и Киева. Но увы — война помешала закрепиться этому начинанию в СССР, а послевоенная «холодная война» и вовсе поставила крест на заграничной инновации. «Хамбургеры» исчезли, зато остались замороженные полуфабрикаты, которые все запомнили как те самые «котлеты за 6 копеек». Ну а что до заморской диковинки, то в следующий раз жители СССР увидели гамбургеры только через 50 лет.

Советский гамбургер от Анастаса Микояна/ коллаж nv.am
Советский гамбургер от Анастаса Микояна/ коллаж nv.am

А вот у напитков судьба оказалась длиннее и благоприятней. Из всего американского ассортимента Микояну понравились апельсиновый и томатный соки. Но в СССР апельсины отказывались плодоносить круглый год, поэтому выбор был сделан в пользу более сговорчивых томатов.

Третьим самым известным заимствованием Микояна стало «самое вкусное советское мороженое». До этого такого продукта не существовало вовсе. Мороженое делали кустарно в домашних условиях и представляло оно кружочки замороженного молока, иногда смешанного с медом или вареньем.

Появление мороженого в сети советского общепита органично слилось с главным идеологическим принципом грядущей «эпохи изобилия» — «жить стало лучше, жить стало веселей». В подтверждении этих слов в магазинах появились рожки, вафельные стаканчики и эскимо на палочках. И поскольку главными их потребителями были дети, то цены на продукт принципиально держали копеечными.

«Вкусно и сладко, съедим без остатка» — слоган из рекламы советского мороженого
«Вкусно и сладко, съедим без остатка» — слоган из рекламы советского мороженого

А еще мало кто знает, но советское мороженое массово шло на экспорт. Причина иностранной любви заключалась в очень жестком ГОСТе, предписывающим всю продукцию делать только из натуральных ингредиентов.

Изобилие вкусов

А вот от чего Анастас Иванович отказался, так это от американской газировки. Рецепт Кока-колы ему показался слишком сложным и затратным. Однако принцип изготовления он взял на заметку, и нишу газированных напитков в СССР заняли «Дюшес», «Буратино», а позже и «Тархун» с «Байкалом».

Вся пищевая революция Анастаса Микояна была немыслима без промышленного холодильного оборудования. И если против переориентации на него некоторых заводов Сталин не возражал, то идею производства домашних холодильников он принял в штыки. «На территории страны зима длинная, и поэтому особой надобности в холодильниках нет, а в летние месяцы наше население привыкло держать продукты в ледниках и погребах», — вспоминал аргументы Сталина в своих мемуарах Микоян. Так что массовое внедрение бытовых холодильников отложилось до послевоенного времени, а до войны поесть мороженое можно было только на ходу, так как дома его хранить было негде.

Борислав Брондуков в фильме «Сто грамм» для храбрости (1976)
Борислав Брондуков в фильме «Сто грамм» для храбрости (1976)

И в заключение. Ренессанс потребления по-советски и поворот в сторону товарного изобилия случился в СССР во второй половине 30-х годов. Вкусная и недорогая еда тогда оказалась для населения ближе и доступнее, чем когда-либо. И главную роль в этом сыграл творец кулинарной революции — Анастас Микоян. Это именно благодаря ему ответственные хозяйки сегодня продолжают искать на полках супермаркетов продукты с маркировкой «ГОСТ», книга «о вкусной и здоровой пище» даже в век повального интернета пользуется заслуженной славой, а немалая часть общества продолжает жить в координатах тех вкусов, которые появились 90 лет назад.

А привить эти самые вкусы советскому человеку на первых порах было ой как тяжело. И тогда в дело вступала реклама, чьи незамысловатые картинки и звучные слоганы были на голову выше современного креатива уровня «ням-ням-ням-ням» 👇:

Как в Советском Союзе рекламировали еду

(При написании статьи была использована информация с сайтов: aif.ru; 21mm.ru; tass.ru)

Еда
6,93 млн интересуются