- Мама, Катя отказывается рожать третьего ребенка! Ноет, что мало зарабатываю, не потяну троих… А ее декретные? А подрабатывать она не может? Дома же сидит. В своем отпуске. Ничем не занята. Что ей еще делать, когда дети кушают, спят или играют? Бездельничает. Зато вечером мне рассказывает, как устала – как устала…
- Бездельница она у тебя, - посетовала Анна, - Ты выпей, сынок, выпей. Я за наливочкой в погреб схожу, если захочешь еще. Выпей. Оно и полегче станет, когда выпьешь.
- Выпить! Мне Катя и стопку не нальет, как с работы приду!
- Бездельница и надсмотрщица! Мужик дома ни выпить, ни посидеть с друзьями, ни отдохнуть не может.
- Твои бы слова – да Катьке в уши, - он махом проглотил все содержимое стопки.
- Нахалка какая она!
- Нахалка-нахалка…
- Я тебя предостерегала от такой женитьбы. Но ты мамы не послушался. Вот и женился, вот и расплачиваешься… Когда я была молодой, у нас никакая девушка и не думала – сколько я хочу детей? Не думала! Сколько муж пожелает, столько и родит она. Не перечили.
- Мам, ты вспомнила золотые времена, когда все было по традициям, все, как и положено, было… Нынче век совсем не тот. Женщины много о себе возомнили! Всем надо и карьеру, и самореализацию, и мужа, который, как подкаблучник, будет наравне с ней пеленки стирать!
- Твоя-то Катя, кажется, правильной была…
Катю им просватали знакомые.
Это было не так, чтобы без ее согласия – и сразу замуж, но слово старших сыграло свою роль.
Катя уже окончила институт и проходила стажировку. Замужество ее не прельщало, но старшие настаивали, а она увидела в Игоре своего мужа. Родителей у Кати уже нет, а теткам не терпелось спихнуть ее замуж. Немного погуляв с Игорем, она приняла его предложение. Тогда Катя считала, что никто лучше к ней и не подойдет. Молодая. Не очень привлекательная. Сирота. Невысокого роста. Еще и нерасторопная, забывчивая… Игорь виделся ей спасением от одинокой старости, до которой Кате было еще плыть и плыть, но тогда этот страх казался ей вполне реальным.
- Была! Была правильно, и даже двоих детей мне родила, как и положено хорошей жене, но тут застроптивилась… Спорит со мной… Не слушается… Когда же я это проглядел? Ну, когда? Или это новомодные веяния, что жена тоже может быть независимой?
- Дуристика это, а не веяния. Жена зависит от мужа. От его денег, от его настроения, от его желаний, в конце концов. Жена – шея, а не голова, сынок. Не будет она за тебя принимать такие судьбоносные решения, как то, сколько у вас должно быть наследников. И у вас же девки! Мальчик-то по-любому нужен, сынок!
- Нет сил уже спорить с ней… - она махнул еще стопку, - Выдохся. Нет сил, мам.
- Ненаглядный мой, а каким мужчинам сейчас в браке просто? Конечно, это раньше было, что ты гаркнул на жену – она под лавку спряталась и не отсвечивает, а теперь-то у нас права человека, теперь она сама знает, что ей делать. Прикрикнешь или ремнем повоспитываешь – и сразу в полицию. Сразу ты обвиняемый. Посадят моего бедного мальчика, если он жене объяснит, кто тут главный… Тут надо хитрее. Не хочет третьего рожать? Скажи, что уйдешь от нее. И на этих девок ничего платить не будешь.
Денег на третьего ребенка у них действительно не было. Это понятно уже на том, что они и сейчас не вывозили: он работал по ночам, Катя вернулась к фрилансу, хотя на ней были капризные и кричащие погодки, на которых уходило все ее время и все ее силы. Но она работала. А денег все равно маловато.
- Катя, у нас будет мальчик! – Игорь, придя от мамы, барабанил по косяку в кухне, а потом и по столешнице, - Мальчик! Мальчик! И ты, женщина, меня никак в этом не переубедишь – я так сказал!
- На что ты растить будешь этого мальчика? – Катя пролезла, чтобы перехватить его под рукой.
- Я мало зарабатываю??? Я. Мало. Зарабатываю? – прерываясь, проговорил Игорь, снова громыхнув по столешнице, - Мало тебе??! Верчусь… как уж на сковородке… Чтобы ты тут шиковала, чтобы в отпуске своем сидела который год… А тебе все мало и мало… Нам нужен мальчик! Нужен третий ребенок! Иначе ты мне не жена, а я тебе не муж…
- Мы в бюджет не укладываемся.
Катя обладала каким-то вселенским спокойствием. Когда Игорь возвращался в таком состоянии от мамы и начинал рассказывать ей, какой должна быть жена, она терпела. Примирительно поглаживала, улыбалась, кивала. Еще она притворялась, что разделяет его заскоки.
- Уложимся! Ужмемся!
Катя могла бы с ним развестись еще тогда. Игорь не оправдал никаких ее ожиданий от брака. Могла бы. Но у нее никогда не было семьи, и она берегла ту, что есть…
Катя согласилась на третьего ребенка, но объяснила мужу, что они теперь переходят в режим жесткой экономии.
С рождением третьего, а это был мальчик, не произошло ничего волшебного, что, возможно, представлял себе Игорь. Но ничего волшебного. Вообще ничего. Только жить стало труднее.
Игорю пришлось отказаться от своих онлайн-игр и снаряжения для походов, даже боулинг стал для него чересчур дорогим.
- Катя, когда ты мне отдашь деньги?
- Какие?
- Которые я перевел тебе с зарплаты! Ты сказала, что потратишься на то, что необходимо, и переведешь мне остаток. Пацаны хотят на водных мотоциклах покататься, домик на пляже снять, то-се, шашлычки, катера… Я с ними не ездил никогда с позапрошлого лета! Когда я поеду?
- Когда дети вырастут, - ответила Катя, - Денег нет.
- Как это “нет”?
- А вот так! Сене нужна гимнастика для малышей. Я бы не стала на это тратиться, но ему без нее никак, а это дорого.
- Гимнастика для малышей?? Выведи его на площадку! Попрыгает и полазает по горкам и лесенкам – вот тебе и гимнастика! Хорошо… - втянул он воздух, свирепея, - Гимнастика. В этот раз. А на что ты потратила все мои деньги в прошлом месяце и позапрошлом, и позапозапрошлом? Они утекают, как вода…
- Проснулся! Игорь, у нас трое детей. Мы столько тратим на еду, сколько другие не тратят… Это и фрукты, и овощи, и мясо, и погремушки, и одежда… Ты думаешь, это все бесплатно?
- Одежду можно брать у знакомых или на специальных сайтах.
- Самый умный, да? Я спрашивала у знакомых. На сайтах налетает такая толпа на эти вещи, что моргнуть не успеваешь. Какие еще варианты?
- Привыкай экономить на детях, а не на нас!
Не жена, а пиявка.
Он поехал к маме.
- В чем я не прав, мам? Ты с папы столько же спрашивала, когда я рос?
- Скажешь тоже… С твоего папы с просить было ничего нельзя. Он либо в запое, либо не в духе. Наорет. А денег не даст. Я выкручивалась. Что-то выкраивала с тех денег, что мне платили, пока дома сидела… Что-то получала с того, что шила для подруг. Я тебе так скажу, сынок, но расходы на детей – не твоя забота. Ты зарплату принес? Да. И с тебя никакого спроса. Если им нужна гимнастика или одежда, то Катя может и подсуетиться, и подзаработать.
Игорь слинял с друзьями. Кататься на гидроциклах и есть шашлык. Все, что им удалось отложить, он истратил. Они не миллионеры. Та, вроде бы, незначительная сумма была для них очень значительной и предназначалась для масштабной закупки к зиме. Это и куртку, и штаны, и сапоги для всех…
- Как это понимать? Где ты был? И где деньги?
- Фде ты был… Фде деньги… - передразнивал Игорь, - Бензопила! Я развлекался! Понимаешь, я могу развлекаться на свои деньги.
- Не на свои, а на семейные.
- На свои. Зарабатываю-то их я.
- Я бы тоже зарабатывала, если бы не сидела с третьим ребенком, которого ты выпрашивал…
- Я выпрашивал? Не было такого… Дети – это женская обязанность и женское желание. Что-то я не помню, что я просил. Это ты должна желать подарить мне наследника, а не я что-то там просил. Цыц! – вякнул он, когда Катя попыталась ответить, - Не сметь говорить при мне! Я не просил ничего. Я тебя перед фактом ставил. Факт. Ты должна родить наследников, и как можно больше…
- Факт, - произнесла Катя, потеряв всякое уважение к мужу, - Ты тогда должен этих наследников содержать.
- Но я и содержу. А уж придираться к тому, как я это делаю, ты не должна. Не на что купить сапоги? Экономь. Работай. Попрошайничай. Но не смей требовать у мужа больше денег или запрещать ему гулять, как ему хочется. Все. Дискуссия окончена.
На карточке оставалась еще небольшая сумма. Катя не растерялась и потратила все – на зимние вещи, на стоматолога, на салон… Уж слишком крепко засели слова Игоря о том, что она вообще не должна тут вякать, а только благодарно кивать и падать перед ним. Потратила все, как и он, когда поехал с друзьями отдыхать.
Игорь спохватился тогда, когда его мама спросила, почему ей никто до сих пор не оплатил рабочих, которых делают ей ванную.
- Катя, а где деньги?
- Я их потратила.
- На что??
- На себя, на детей, на зимние куртки.
- Но до зимы еще столько времени…
- Правильно. Но “готовь сани летом”. Не сделай я этого сейчас, к зиме бы точно ничего от этих денег не осталось. В чем бы тогда ходили дети?
- В чем ходили бы дети – это твоя проблема, а мне сейчас надо платить за мамин ремонт? Откуда прикажешь взять деньги?
- Ну, придумай что-нибудь. Ты же всегда что-то придумываешь.