Найти тему

Дипломная работа: Сюжетно-ролевая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста (МБ ДОУ ДС «Березка».)

Оглавление

Дипломная работа посвящена изучению роли сюжетно-ролевой игры в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста. В работе показана актуальность проблемы, проанализированы существующие подходы к формированию математических представлений у детей, а также подробно описаны возможности использования сюжетно-ролевых игр в обучении математике. В ходе исследования была разработана система сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование математических представлений у детей. На основе проведенной диагностики доказана эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения сюжетно-ролевой игры как средства математического развития детей старшего дошкольного возраста

1. 1 Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

1. 2 Особенности применения сюжетно-ролевой игры на занятиях по математике

Вывод по первой главе

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа математического развития детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетно ролевой игры

2.1 Диагностика математического развития дошкольников

2. 2 Совокупность сюжетно-ролевых игр на занятиях по математике

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы исследования. Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. Ребенок с раннего детства встречается с математикой. И в дошкольном, и в младшем школьном, и в старшем школьном возрасте математика неизменно помогает ребенку вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное математическое развитие ребенка.

Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем математических представлений, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих, математических понятиях.

В сюжетно-ролевой игре с математическим содержанием знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому сюжетная игра характеризуется как форма практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

Особенность сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п. В таких играх решаются следующие задачи:

- формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.);

- обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;

- развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.

В сюжетно-ролевой игре с математическим количественная сторона действительности становится ее содержанием. Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.

Таким образом, играя в профессии, дети постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Целью работы является – изучение сюжетно-ролевой игры как средства математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Для ее реализации в работе ставятся следующие задачи:

- изучить математическое развитие детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть особенности применения сюжетно-ролевой игры на занятиях по математике;

- провести диагностику математического развития дошкольников;

- описать совокупность сюжетно-ролевых игр на занятиях по математике.

Объект исследования: - процесс формирования математических представлений у детей.

Предмет исследования: - система сюжетно-ролевых игр.

Гипотеза исследования: - формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при использовании системы сюжетно-ролевых игр;

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной информации по проблемам исследования; наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы; математико-статистические методы, графический метод, качественная обработка.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является МБ ДОУ ДС «Березка».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы применения сюжетно-ролевой игры как средства математического развития детей старшего дошкольного возраста

1.1 Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Обучение ребёнка начинается с самого его рождения, а не только с момента поступления в школу. Как показывают исследования, в дошкольный период идёт наиболее интенсивное формирование личности ребёнка и он является особенно важным для обучения. В старшем дошкольном возрасте дети способны к запоминанию большого объёма информации, например стихотворений. Словарный запас достигает 3-4 тысячи слов. Дети задают массу разнообразных вопросов, их интересует всё, они всё исследуют.

Мышление остаётся ещё наглядно-образным, хотя и появляются элементы логического мышления. Исследования процесса формирования абстрактных представлений у детей шестилетнего возраста показали, что отдельные логические и математические представления им доступны, но верного понимания их ещё не происходит. Например, если им показать два одинаковых листка с нарисованными на них грушами, на первом листе нарисованы две большие груши, а на втором – три маленькие груши, и спросить: «Где груш больше?», то большинство детей отвечают неправильно, указывая на лист с двумя грушами. Этот пример показывает ограниченность детского мышления в этом возрасте. У детей ещё не сформировано окончательно понятие величины и количества: они их ещё путают.

Кстати, этот рисунок можно использовать в качестве теста определения уровня общего и математического развития младших школьников. Наблюдения показывают, что начиная с третьего класса, основная масса детей начинает правильно отвечать на поставленный вопрос.

Дети обычно играют в сюжетно-ролевые игры, а также начинают осваивать игры по правилам и дидактические игры. В последнее время дети с самого раннего возраста приобщаются к компьютерным играм, симуляторам, электронным игрушками, к примитивным электронным музыкальным инструментам. Избежать этого, вероятно, невозможно, несмотря на явный перевес отрицательного воздействия на детей[2].

Типичными видами продуктивной деятельности являются рисование, лепка из пластилина, работа с различными конструкторскими наборами, сборка пазлов и т.п. Содержанием сюжетно-ролевых игр начинают становиться сюжеты из трудовой деятельности окружающих взрослых. Дети начинают копировать различный труд родителей, родственников, моделируя тем самым человеческие взаимоотношения. В этот период имеются большие возможности к сочетанию игровой и трудовой деятельности дошкольников. Конечно, в этом случае труд детей имеет характерные особенности. Если в игре детский труд направлен на обслуживание игры или выполнение ролевых заданий по сюжету, то в трудовой деятельности он становится производительным. Обычно труд заключается в помощи взрослым, самообслуживании, обслуживании комнатных растений и домашних животных и т. п. Привлекательность для ребёнка такого труда обусловлена подражанием взрослым, совместной с ними деятельностью, ожиданием поощрения. Дети всегда охотно что-то делают вместе со взрослыми, а оставшись в одиночестве, очень быстро работу останавливают. Исходя из этого, некоторые родители организуют совместное выполнение школьного домашнего задания. Особенно это эффективно с началом обучения в школе. Указанные особенности необходимо учитывать при осуществлении обучения дошкольников.

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-2

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа математического развития детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетно-ролевой игры

2.1 Диагностика математического развития дошкольников

Теоретические основы проблемы формирования математических представлений у старших дошкольников, изложенные нами в 1 главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных условий, способствующих ее разрешению.

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования является определение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБ ДОУ ДС «Березка». Участие приняли 24 человека: 16 мальчиков и 8 девочек.

Исследование состояло из трех этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент - диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений;

2 этап – формирующий эксперимент - математическое развитие детей старшего дошкольного возраста;

3 этап – контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня сформированности элементарных математических представлений старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

- на основании изученной научной и периодической литературы выбрать методики, наиболее соответствующие теме исследования;

- выявить уровень сформированности элементарных математических представлений старших дошкольников ;

- проанализировать полученные результаты и сделать выводы об уровне сформированности элементарных математических представлений старших дошкольников.

Целью второго (формирующего) этапа опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация технологий организации процесса формирования и математического развития детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетно-ролевых игр.

Основные задачи на формирующем этапе эксперимента:

- разработать методику организации образовательного процесса по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетно-ролевых игр ;

- провести практическую работу со старшими дошкольниками с использованием разработанной системы.

На третьем контрольном этапе эксперимента было проведено контрольное тестирование детей.

Основные задачи контрольного этапа эксперимента:

- выявить уровень сформированности математического развития детей старшего дошкольного возраста после проведения разработанной методики организации образовательного процесса;

- проанализировать полученные результаты и сравнить их с результатами, полученными на констатирующем этапе эксперимента;

- сделать выводы об эффективности проделанной работы.

На первом, констатирующем этапе, проводилась диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста на основе использования следующих диагностических методик (Приложение 1):

1. Диагностика счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

2. Диагностика умения правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

3. Диагностика умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность;

4. Диагностика умения называть предыдущие и последующие числа в пределах 10;

5. Диагностика умения определять состав числа в пределах 5 на основе предметных действий;

6. Диагностика умения соотносить цифру с количеством предметов;

7. Диагностика умения располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине;

8. Диагностика умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

9. Диагностика умения составлять из частей целое;

10. Диагностика умения выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

11. Диагностика умения называть части суток;

12. Диагностика умения называть последовательно дни недели;

13. Диагностика умения последовательно называть месяцы в году;

14. Диагностика умения находить сходства и различия предметов;

15. Диагностика умения классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.

Оценка знаний производится с помощью начисления баллов за каждую диагностику по следующим критериям: 1 балл – ребёнок не ответил, 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя, 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно. Для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений старшего дошкольника, все набранные баллы суммируются: 15 - 22 баллов говорят о низком уровне сформированности элементарных математических представлений, 23 – 35 баллов – средний уровень и 36 - 45 - высокий уровень.

Таблица 1

Результаты тестирования, выполненного на констатирующем этапе исследования

-3

Таблица 2

Уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

-4

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Распределение дошкольников в зависимости от уровня сформированности элементарных математических представлений
Рис. 1 Распределение дошкольников в зависимости от уровня сформированности элементарных математических представлений

Таким образом, по результатам исследования был выявлен основной уровень развития элементарных математических представлений – высокий (46 %). Средний уровень имеют 29 % дошкольников, 25 % - низкий.

Рис. 2 Результаты диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Рис. 2 Результаты диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Приложение 1

Диагностика знаний по математике в старшей группе

1. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке

2. Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными

3. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность

4. Умение называть предыдущие и последующие числа в пределах 10

5. Состав числа в пределах 5 на основе предметных действий

6. Умение соотносить цифру с количеством предметов

7. Располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине

8. Умение узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал

9. Умение составлять из частей целое

10. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине)

11. Умение называть части суток

12. Умение называть последовательно дни недели

13. Умение последовательно называть месяцы в году

14. Найти сходства и различия предметов

15. Умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень.