Что общего у мира цифр с "пропагандой", моралью и прочими высокими материями?! Да дважды два = четыре, ныне и присно и во веки веков, и никакие революции этого не изменят!
Так то оно так, однако, читая учебники, усомнишься, только ли считать учили школьников? Не закладывали ли и многое другое?
"Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день тому выплачивается по 20 копеек, а за каждый нерабочий день — вычитается 30 копеек. По прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?" Интересно, конечно, посчитать да посмеяться над глупым работником. А ведь пожалуй это не просто задачка, это призыв поскорее научиться считать, чтобы не дать себя обмануть!
"Три человека сложили денег в купечество, из них первый положил неизвестную сумму, второй положил 6 кусков сукна, а третий положил 30 рублей. Из прибыли в 24 рубля первый взял 6 рублей, второй взял 8 рублей. Спрашивается, сколько первый положил денег и сколько стоило сукно".
Это из "Арифметики" Магницкого, того самого учебника, по которому Россия осваивала азы математики сто лет.
Живые примеры с косцами, выпившими бочку кваса, с землекопами, которые не могут справедливо поделить плату, с посыльным, который должен пройти пешком из Москвы в Вологду... Реалии жизни, о которой мы узнаем, пожалуй, не меньше, чем из исторического трактата!
А если так: "Срубил крестьянин в лесу три осинки. Узнал об этом барин, и велел всыпать ему за каждую по пять плетей. Сколько всего?" Или: "Собрал крестьянин десять мешков зерна. Три из них отдал помещику за аренду, четыре тому же помещику за долги, один мешок отдал попу за крестины, и два - купцу за хозяйственный товар. Сколько осталось?"
Это Якушкин в Сибири сочинял такие задачи для школы в Ялуторовске, открытой декабристами. Учебник, конечно, издать не пытались, но и так... Пусть сейчас дети радостно, перебивая друг друга кричат ответы. Придёт время - задумаются, нормально ли, правильно ли, чтобы у того, кто выращивает хлеб, оставался НОЛЬ.
Впрочем, настоящие задачи из настоящих учебников для гимназий зачастую звучали если не революционными призывами, то как минимум, натурализмом-реализмом. Вот это - из учебника "Вишневский Г. Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназий и реальных училищ. Изд. 31-е. - М., изд. Башмаковых, 1911". Да-да, уже двадцатый век!
"На фабрике работали мужчины, женщины и дети, всего 651 человек; дети составляли 7-ю часть, а женщины 3-ю часть всего числа рабочих; остальные были мужчины. Сколько нужно уплатить рабочим за неделю, если поденная плата для детей 30 копеек, женщина получает на 15 копеек больше, а мужчина получает вдвое более, чем женщина?"
"В деревне было 75 домов. Во время пожара 36 домов сгорело. Сколько стало домов в деревне после того, как погорельцы поставили 22 новых дома?"
"Ребенок родился 12-го мая в 9 часов утра, а умер 11-го июня того же года в 1 час пополудни. Сколько времени жил ребенок?"
Надо ли напоминать задачи нашего детства? О поездах, самолётах, выплавке стали, перевыполнении всех планов? А также о количестве деревьев и цветов, которые посадили вокруг школы.
Но вот задачка, которой место в учебнике не арифметики - истории. Подсказала её статья о Ходынской катастрофе. Печальном событии, о котором знаем, кажется всё, кроме одной "мелочи" - что там было, в царских подарках, которых люди ждали под открытым небом двое суток? И за которые в конце концов удавились в МИЛЛИОННОЙ толпе?
Статья обширная и очень интересная, а интересующий нас момент таков: подарков было приготовлено 400 тысяч.
В каждый набор входили пряник, полфунта колбасы, фунтовая сайка, мешочек сладостей и эмалированная кружка с вензелем царской четы и гербом Российской империи. В мешочке сладостей от царя были: 6 золотников (1 золотник — 4,266 грамма) карамели, 12 золотников грецких орехов, 12 золотников простых орехов, 6 золотников кедровых орехов, 18 золотников александровских рожков, 6 золотников винных ягод (сушеный инжир), 3 золотника изюма, 9 золотников чернослива.
Как тут не подсчитать, хоть на пальцах, хоть на калькуляторе, как не перевести в привычные граммы? Да-да, это будут граммы, а отнюдь не килограммы.
Пряник стандартный, около 200 грамм, 225 грамм колбасы, 425 грамм булка, 25,6 грамма конфет (по 4 карамельки), 128 грамм орехов разных, 84 грамма рожков александровских (печенье с творогом), 25 грамм инжира (4 штуки?!), 13 грамм изюма, 38 грамм чернослива.
Всего около 1100 грамм, не считая веса эмалированной кружки.
Это то, за что погибло, по официальным данным, ТЫСЯЧА ТРИСТА человек. Любители халявы? Но как её ни люби, кто в наше время стал бы ждать сутками вот этого вот? А потом ещё и рисковать жизнью, когда стало ясно, что на всех не хватит?
Вывод относительно российских молочных рек с кисельными берегами получится сам собой. Из простых цифр.