Они передаются из поколения в поколение, как семейные реликвии. Их носили актеры, которых уже нет, но их персонажи живут до сих пор. Что делает маски Но такими особенными? И почему они до сих пор завораживают?
Женская маска Ко Омотэ
Этот тип масок известен как Ко-Омоте или Манби и относится к категории женских масок. На нем изображена молодая женщина с улыбающимся лицом и круглыми щеками. Лицо белое, а брови накрашены. Гладкие волосы разделены пробором посередине, а зубы зачернены, что является признаком элегантности. Этот женственный тип соответствует идеалу красоты средневековой японской аристократии.
Лицо с едва заметной улыбкой излучает нежное очарование, которое также может выражать меланхолию, в зависимости от игры актера. Драгоценные свидетели образа жизни воинственной аристократии, маски Но являются отражением этого театрального искусства, сочетающего поэзию, пение и танцы, традиция которого сохраняется в Японии с 14 века.
Театр Но
Происхождение театра Но остается неясным. Слово "но" обозначает способность артистов передавать чувства своих персонажей и, как следствие, саму пьесу. Ее нынешняя форма возникла в 14 веке, в период Муромати (1336-1573). Актер Дзэами (1363-1443), рекомендованный сегуном Асикагой Есимицу (1358-1408), в то время написал трактат, в котором определил эстетические принципы Но, основанные на элегантности, утонченности и утонченности жестов. С 16 по 19 век Но стал ритуальной формой театра, предназначенной для воинской аристократии.
Своей неторопливостью и интерьерностью он контрастировал с более популярной и выразительной формой театра Кабуки, появившейся в 17 веке. Традиционное представление Но состоит из пяти пьес, перемежающихся тремя или четырьмя комическими интермедиями, называемыми кеген, и длящихся в общей сложности около восьми часов.
Детали
Существует пять театральных школ Но, и в текущем репертуаре театра около 240 пьес. Полная программа состоит из пяти пьес, которые исполняются в определенном порядке: вступление, пьеса воина, женская пьеса, пьеса текущего события и пьеса демона.
В перерывах между каждой пьесой исполняется киоген, простой комический фарс, на популярном языке, сопровождаемый акробатическими танцами. Актер киоген может не носить маску, но иногда используются комедийные маски.
Как правило, в спектакле "но" участвуют два актера: ваки, который ведет повествование сидя, и сите, который поет и танцует. Персонажей, даже женских, играют мужчины. Каждая сцена разворачивается скорее как сверхъестественная поэма, чем как драматическое действие.
Рассказчик часто играет роль странствующего монаха, который однажды вечером встречает старика или женщину, рассказывающих ему легенду о месте, где происходит действие и на следующий день он узнает, что это был призрак воина, погибшего в бою, или молодой женщины с несчастной любовью, или даже демоном, а иногда и богом.
Затем персонаж возвращается, чтобы вновь пережить свое прошлое приключение. Пьеса заканчивается молитвами монаха, обращенными к душе призрака.
Сцена и декорации
Первоначально театр "Но" был театром на открытом воздухе, который чаще всего устраивался во внутреннем дворе храма. Сегодня он проходит в зале, сцена которого представлена в виде архитектурного сооружения, покрытого крышей, поддерживаемой четырьмя колоннами; в задней части находятся музыканты (флейта и три барабана, в том числе два маленьких и один большой) и певцы, все они расположены перед картиной, изображающей дерево в форме черепахи.
Длинный пандус, расположенный сбоку, позволяет актерам проходить из-за кулис на сцену. Зрители отделены от этого моста балюстрадой, вдоль которой растут три дерева. Декорации остаются символичными благодаря наличию нескольких аксессуаров. Например, одна ветка создает впечатление целого леса. Для танцев актер использует веер, который своим движением напоминает о каком-либо предмете, пейзаже или ощущении.
Маски и костюмы
Если рассказчик остается незакрытым, то главный герой, всегда носит маску. Некоторые из этих масок, изготовленных из кипарисового дерева и покрытых лаком, датируются XIV-XV веками. Они передаются из поколения в поколение в актерских династиях. На этой женской маске золотыми чернилами написаны подписи трех актеров XVIII века: Мицунори (1729), Мицунао (1750) и Ясухисы (1766).
Выражения лиц кажутся застывшими, но игра актера помогает выразить такие чувства, как сожаление, спокойствие или меланхолия. Один актер может менять роли и маски во время представления. Прежде чем надеть маску, актер долго смотрит на нее, чтобы полностью погрузиться в своего персонажа. Маски представляют собой тип персонажа, а не личность: мужчину или женщину, молодого или старого, воина, демона, и воплощают эмоции.
Маска крепится на затылке с помощью завязок. Отверстия для глаз маленькие, что мешает актеру хорошо видеть сцену и приглушает его голос. Простота этих масок контрастирует с роскошью костюмов, которые носят актеры. Разноцветные и яркие, они сшиты из дорогого шелка и надеваются поверх широких свободных брюк.
В некоторых школах Но сохранились костюмы, относящиеся к периоду Муромати. Это традиционное театральное искусство, сочетающее в себе поэзию, пение и танцы, сохранилось в Японии с 14 века и до сих пор пользуется популярностью.
Читать также....