Понятие ответственности предполагает сам факт того или иного действия, а действие любого порядка – это процесс, в который вовлечены как минимум две сущности, один – инициатор, другой – принимающий. И чтобы этот процесс реализовался во всей своей полноте, обоим его участникам нужно принять на себя достаточную меру ответственности.
В противном случае итог процесса будет иметь ущербные последствия для кого-то одного, а то и для обоих участников. Иными словами, для того чтобы всем было хорошо, надо чтобы все в одинаковой мере представляли себе такую, казалось бы, понятную вещь, как справедливость. Вся эта проблема упирается в то, что понятие справедливости как таковой опирается на общепринятые нормы морали, а эта самая мораль практически не учитывает разницы взглядов и мотивов человеков, то есть эти нормы не учитывают природы самих человеков. Подобная картина наблюдается, например, в медицине, где человек воспринимается как набор органов и систем. Говорить о действенности моральных норм в цивилизации так же не приходится, как и говорить о действенности медицины. Конечно же, исключения случаются, и человеки иногда становятся внимательными к другим, и медикам удаётся совершать чудеса, да вот только в корне это ничего не меняет.
Подобные перемены, как правило, обусловлены одним и тем же фактором, а именно осознанием человека неизбежного наказания. Осознав свою ошибку, но попав в похожие условия, человек вполне способен вернуть свои прежние взгляды, а излечившийся может снова, например, начать пить или переедать. И для того, чтобы начинать разговор о справедливости, сначала надо по существу вопроса разобраться с тем, на что опирается человек при принятии решений.
Сложность понимания механизма принятия решений опять-таки упирается во всю ту же двойственную натуру человека. Человек буквально разделён надвое, с одной стороны, он может принимать решения, основываясь на собственном опыте, то есть на тот Свет, который находится в его тонких телах, с другой стороны, очень часто решения принимаются под диктатом Зёрен Духа. Если суммировать удельный вес каждого из этих аспектов, то получается и вовсе удручающая картина. Опыт человека складывается из обстоятельств, в которые он погружён, а коли эти обстоятельства сотканы из условий Шаблона, то нетрудно предположить, что этот опыт будет иметь значительную долю примеси тирано-жертвенных отношений, заложенных в традиционные взгляды. Второй аспект – Зёрна Духа – это вообще в чистом виде устои управляющей системы местного Информационного Поля Щёщ, где главным признаётся тот, кто сильней. В конечном итоге, доля того, что принято называть лучшими человеческими качествами, в значительной степени уступает доле устоев Щёщ. Заметьте, этот вывод опирается сугубо на личное мнение человека, а если к этому добавить такой важный фактор, как мнение общества, то положение дел и вовсе начнёт казаться катастрофическим. Из этого напрашивается вывод, что в принятии окончательных решений человек будет руководствоваться чем угодно, но только не своими чистыми устремлениями.