Эта женская статуэтка принадлежит к серии небольших скульптур цивилизации Окса, которая примерно с 2300 по 1700 гг. до н.э. процветал в Средней Азии, на юге бассейна Окса (ныне Амударья). Его территория в основном охватывала две области, которые в древности назывались Бактрией и Маргианой, и соответствовали соответственно северу современного Афганистана и югу современного Туркменистана.
В то время цивилизация Оксуса получала часть своего богатства от торговли драгоценными металлами (золотом, серебром) и полудрагоценными камнями (афганский лазурит).
Составная статуэтка принцессы Бактрии
Этот экземпляр один из 70 или около того статуэток, сохранившихся до наших дней и называемых «Принцессы Бактрии». Они состоят из небольших взаимосвязанных каменных элементов (иногда с использованием клея) и обычно двух разных цветов.
Таким образом, прозрачные кальцитовые фигурки контрастируют с сине-зеленым материалом из камня: серпентином в данном случае, стеатитом или хлоритом в других статуэтках.
Однако к этой базовой бело-голубой гармонии можно было бы добавить небольшое количество других цветов, таких как металлические или каменные элементы: диадемы, браслеты, вышивка на одежде; хотя сегодня они часто отсутствуют, об их присутствии свидетельствуют следы дыр.
Голова этой принцессы с сильным крючковатым носом и маленьким ртом в деталях выглядит схематично, но вполне возможно, что когда-то ее черты были обработаны краской (которая сохранилась на подобных статуэтках для глаз, бровей...). На голове какой-то змеевидный элемент, который трудно идентифицировать: плоский тюрбан или волосы, зачесанные назад на макушке?
Одежда статуэтки принцессы Бактрии
Плащ-накидка с пышными рукавами статуи представляет собой повторяющийся мотив кисточек, напоминающий каунакес, которые носили в древности в Месопотамии (современный Ирак), то есть одежду с "пучками", которые могли быть меховыми (овечьими, козьими...) волосами или пучками шерсти закрепляется на ткани или же является рельефным украшением ткани.
Для этих принцесс из Оксуса каунакес — это нечто необыкновенное, напоминающее платья с кринолином, которые носили француженки времен Второй империи. Этот эффект усиливается сзади за счет своеобразного удвоения каунакес, создающего асимметричный взлет или шаль в верхней части юбки.
Эта последняя полностью окаймлена оборками и спереди, на уровне талии, образует своего рода платформу с углублениями, где, вероятно, располагались локти и кисти рук (которые до сих пор присутствуют на подобных статуэтках). Вверху корсаж, выполненный по принципу асимметрии, состоит из двух вертикальных вставок с разным рисунком: на той, что закрывает левую половину груди, изображены большие бретельки, а на правой - бретельки поменьше; эти характерные мотивы продолжаются на рукавах и соединяются сзади, пересекая их вставки. Квадратный вырез платья позволяет увидеть часть одежды, такую как рубашка или нижнее белье.
Богиня....
Большинство статуэток изображают сидящих женщин, но здесь она стоит - такая поза придает ей утонченный и величественный вид, из-за чего этих дам и стали называть "принцессами Бактрианы".
Это традиционное название было поставлено под сомнение. Сегодня искусствоведы полагают, что изображенная женщина может быть главным божеством центральноазиатской религии, Великой богиней.
Именно она защищает естественный порядок вещей, распределяет воду, необходимую для жизни, способствует плодородию и изобилию и управляет дикими силами, которые принимают облик грозных животных: драконов, львов, хищных птиц, змей...
Хотя ее изображение не было точно зафиксировано, ее можно увидеть на некоторых предметах, в частности на золотых и серебряных печатях, драгоценных материалах, соответствующих важности образа богини. Одетая в длинный каунакес, она безмятежно властвует над дикими животными и может носить шевроны, символизирующие плодородие. Учитывая, что многие статуэтки взяты из гробниц, эти изображения великой богини, возможно, были помещены туда для защиты умершего....
Или обожествленная царица...
Однако на этих изображениях Великой богини одежда не имеет такого масштаба, как на большинстве статуэток Окса. Этот каунакес с "кринолином" также встречается на других предметах из того же региона, но его носят женщины, которых трудно причислить к богиням.
Он также встречается на цилиндрических печатях из царства Элам (юго-запад Ирана), украшавших обожествленных цариц начала 2-го тысячелетия до нашей эры. Поскольку производство статуэток Окса началось раньше, вполне возможно, что эламские царицы позаимствовали их костюмы в ознаменование своего обожествления — это подтвердило бы, что бактрийские принцессы действительно были богинями...
Однако это отождествление остается спорным, как и их связь с композиционными статуями, которые являются мужскими изображениями Балафреса.
С лицом, пересеченным шрамом, они являются олицетворением страшного бога-дракона, который держит в сосуде воду, необходимую для обновления природы. Великая богиня должна одержать победу над этим врагом, чьи фигурки, что примечательно, представлены в гармоничной цветовой гамме, противоположной цветовой гамме принцесс: темное тело (покрытое чешуей) и светлая одежда.
Поддержите автора лайком !!!