Что делать, если ребенок читать отказывается? Дам совет в стиле Кэпа - действуйте по ситуации. Информативно? Не думаю. Так что сейчас буду пояснять.
А принципиально разных ситуаций тут две. Зачем люди вообще читают? В основном, либо чтобы получать информацию, либо чтобы получать удовольствие и эмоции, сопереживать герою.
Первая ситуация, она же самая неприятная - ребенок отказывается читать вообще.
Тут два варианта - либо ребенок не в состоянии понять прочитанное (читать он умеет только механически), либо у него очень узкий круг интересов и кругозор, нелюбознательный он.
Вариант первый. Он умеет читать только механически и, прочитав, не может пересказать - прочитанное своими словами.
Я сам таким в детстве был - читал с трудом, и с трудом понимал написанное. Со временем стало легче. Но и сейчас, с высоты прожитых лет, не могу сказать, что это, в принципе, просто - не только для меня, но и вообще - запомнить всех действующих лиц, кто что делает, у кого какой характер и роль. Особенно, если героев много.
В этом случае ребёнку нужны тексты попроще и более приближенные к жизни
Предпочтительнее короткие рассказы. Или простенькие статьи по психологии. Тексты должны быть просты для восприятия - без большого количество действующих лиц и деталей, не влияющих на сюжет и смысл. Желательно, чтобы было меньше описаний природы. Они - не плохи. Но значительно усложняют текст для восприятия.
Дам ещё один совет - помогите ребенку
Расскажите про героев произведения, которое хотите ему предложить, расскажите, кто есть кто, у кого какой характер. Но по возможности сохраните интригу. В этом случае не брезгуйте кратким содержанием, если книга длинная и сложная.
Можете предложить даже детские сказки. Но делать это стоит “хитро” - предлагая их ему, скажите, что сами хотите их перечитать и обсудить с ним. Скажите, что вам это тоже интересно.
В общем, я призываю быть внимательным и лояльным к детям - далеко не всегда отказ читать связан с тем, что ребенок распущенный, и не хочет вас слушаться.
Теперь переходим ко второму случаю - когда ребенку просто не интересно читать
Это из-за узкого кругозора и отсутствия любознательности. Что делать в такой ситуации? Расширять кругозор.
Стоит наблюдать за ребенком, чтобы понять, на что он более эмоционально реагирует, что его “цепляет”. И предлагайте литературу из этой сферы. А потом обсуждайте вместе, что он прочитал.
Второй случай мы рассматриваем только если первый можно исключить
Определяйте сильные и слабые стороны ребенка, давайте ему ту литературу, которая ему легче дается.
К сожалению, в школе часто отбивают любознательность теми, что заставляют детей вместо поиска ответа на их собственные вопросы учить то, что им не интересно и не актуально.
Чтобы сохранить и разжечь в ребенке любознательность, нужно поощрять его за его вопросы и его интересы, вместо того чтобы говорить дежурные слова: “сначала уроки сделай, и выучи то, что положено, потом поговорим о том, что тебе интересно”.
Теперь переходим к случаю, когда ребенок отказывается читать классику или художественную литературу
При этом, он не отказывается читать литературу вообще, читает то, что входит в сферу его интересов, и проблем с пониманием не испытывает.
План действий в этом случае сейчас расскажу. Но прежде чем начать действовать, нужно убедиться, а стоит ли вообще. В есть случаи, в которых уговаривать ребёнка читать не стоит в принципе. Если он уже определился с ВУЗом, выбрал себе направление, литературу он сдавать не планирует - опять же нет смысла заставлять читать в ущерб основному направлению учёбы.
Тем не менее, ознакомиться с классикой стоит, как минимум, чтобы иметь о ней представление. Но читать полные версии длинных произведений, на мой взгляд, в этом случае совсем не обязательно. В этом случае читайте также краткое содержание.
Теперь перейдем к случаю, когда веских причин отказываться от чтения нет
Какие факторы могут останавливать в этом случае? Ребенок может плохо понимать логику персонажей - в силу недостаточного знания истории или недостаточного понимания мышления людей другого времени.
В этом случае важно, чтобы ребенок изучало историю и отучался от привычки судить по себе. не должно быть логики “я так мыслю, значит это правильно”. К слову, чтение классики помогает понять, как люди мыслили раньше. Лично я в школе классику почти не читал. Я пришел к ней, когда стал глубже интересоваться историей.
Если этого интереса нет, то и желания читать не возникнет
Не интересно же, как живёт посторонний и незнакомый человек с улицы. Особенно людям, которые берут своё мышление за эталон. Но если книга обязательна к прочтению - в этом случае оптимальнее прочитать краткое её содержание. И не насиловать ребенка.
Последний важный момент. Следите за психологическим возрастом ребёнка. Он далеко не всегда совпадает с фактическим. Если ребёнок не дозрел до какого-либо произведения - не заставляйте это произведение читать. Расскажите ему сами, предложите прочесть краткое содержание.
Подводя итог, скажу, что читать здорово. Каждая книга - отдельный мир. Только путь к этому миру у всех разный. Ищите свой. И помогите ребенку найти его собственный. Только не ускоряйте этот процесс искусственно.