Найти тему
Пикабу

Иван Грозный и его время.Вторая Куликовская битва

Чей Крым?

В те времена Крым хотел присоединить Россию..

Шутка. Но в этой шутке на тот момент была большая доля правды.

Мы оставили Ивана Грозного в тяжелом, даже безнадежном положении. Страна была разорена чумой, голодом и войной, ее чуть было не добили крымские татары, сжегшие столицу. Грозный прекрасно осознавал положение и был готов сделать Девлет-Гирею большие уступки. Скрепя сердце, царь предложил то, что Крым требовал пару лет назад - Астрахань. Но теперь хану этого было мало, он почувствовал слабость России и требовал отдать и Казань. А в перспективе, наверняка, рисовал себе картину зависимости Москвы от Крымской Орды. Для Ивана Грозного отдать Казань было невозможно. Это была не только первая победа его юности. Независимое ханство под эгидой Крыма и османов, это наверняка новые набеги, новые сожженные деревни и уведенные в рабство люди. Поэтому Московское государство стало готовиться к решающей битве.

...

Крым - одно из любимых мест геополитиков, территория, где География диктует волю Истории.

Сначала здесь были тавры, чьим именем (как и их самих) греки назвали полуостров. Сами греки тоже сюда понаехали, основав колонии на побережье. Еще здесь жили скифы, понамешавшиеся с таврами.

Потом пришли римляне. Потом готы. Но не те, а другие. Потом византийцы и хазары. Потом русские, которые основали здесь княжество Тьмутаракань. А готы княжество Феодоро. Половцы. Монголы. Венецианцы. Генуэзцы. Моголы здесь закрепились всерьез и омонголили половцев. Получились крымские татары. По одной из версий, не надо татаросрач.

Потом монгольская империя все. Потом Золотая Орда все. Потом Большая Орда все. Образовались ханства - осколки Золотой Орды. Как известно, Иван Васильевич, который четвертый, Казань брал, Астрахань брал, Крым не брал. Потому что далеко и за безводными степями. А татары на Русь ходили. Грабили и уводили в полон. Временами союзничали, но получалось не очень. Может, Иван Васильевич и Крым бы брал (вряд ли), но он был вассалом мировой державы Османской империи.

Крым был углом треугольника Россия-Литва-Крым, и до середины 16 века было кое-какое равновесие. Но оно сломалось по разным причинам. Времена Ивана Грозного это кульминация русско-крымского противостояния.

Битва при Молодях.

Если бы об этой битве снимался блокбастер по голливудским лекалам, вначале закадровый голос обязательно сказал что-нибудь пафосное, в духе:В эти дни, далеко на юге, как черные грозовые тучи клубились массы людей и лошадей, готовые нахлынуть на нашу страну. В эти дни решался вопрос, будет ли путь России свободным и независимым, или Восток навсегда поглотит ее".

Гм, в нынешней политической обстановке неактуально.

"В эти дни решался вопрос, кого и в какой форме будет интегрировать, Россия или Восток". Ну или как-то так.

Но не снимут, в ближайшее время точно. Непопулярна эта битва в культуре, даже не массовой, даже среди историков, бог знает почему. А ведь ее значение было действительно колоссальным. Решался исход векового противостояния двух государств, это был переломный момент.

И ведь задокументирована битва неплохо, особенно на фоне скудного документами 16 века. Тут и разрядные книги (выписки из официальных документов, в основном по прохождению службы отдельными лицами), и чудом сохранившиеся дела Разрядного приказа, и историко-литературная «Повесть о бою воевод московских с неверным ханом», и записки иностранцев. Так что ход событий можно восстановить относительно точно.

Только в последние десятилетия эта битва стала популяризироваться и постепенно получать то внимание, которое по праву ей принадлежит.

Как я уже сказал, Грозный не питал особых иллюзий, что с Девлет-Гиреем удастся договориться, тот явно собирался дожимать принцип "горе побежденным" до конца. Поэтому практически сразу после московской катастрофы 1571 года царь и его советники стали готовиться к следующей войне.

Была организована оборона по Оке, с учетом прошлых ошибок, осенью специальный отряд отправился жечь траву в степи, чтобы не допустить набег в том же году. Началась дипломатическая подготовка к будущей кампании. С Речью Посполитой действовало перемирие, хоть и короткое, но со Швецией Россия была в состоянии войны. Сразу после сожжения Москвы царь оборудовал ставку в Новгороде, как более безопасном месте. Это оказалось удачным решением.

Во-первых, царь привел в Новгород большое войско "свийских немцев (шведов) воевать". Эта военная демонстрация заставила шведов не слишком спешить с действиями в Ливонии. Во-вторых, это был отличный предлог для затягивания с крымцами переговоров, мол, царь в командировке на войне, все потом.

И в-третьих, ложная кампания в Ливонии отвлекала крымцев от приготовлений русских на юге. А они были большими.

В феврале 1572 года царь снова не дал никаких ясных обещаний татарам. Когда послы спросили "щито передать великий хан", Грозный ответил что-то вроде "передайте хану наш пламенный привет".

Война в любом случае была неизбежной, и к ней в Москве тщательно готовились. Были восстановлены московские укрепления, организована целая оборонительная линия на Оке. Штаден пишет о 350-километровой стене. Конечно, в такой "линии Грозного" нужды не было, все было скромнее: «…да где в котором месте на Оке перелазы гладки и мелки, и в том месте зделать крепости, заплести плетень и чеснок побити, где в котором месте пригоже какова крепость поделать". Чеснок здесь не овощ, а противоконное заграждение.

.
.

Людей и снаряжение найти было труднее, страна была разорена. Однако удалось решить и ее. В марте 1572 года Разрядный приказ подготовил кадровые списки. Кампанию приходилось вести в условиях возможного нападения шведов, так что солидные силы нужно было держать на северо-западе. Южной армией царь назначил командовать Михаила Воротынского. Это был герой взятия Казани, но много лет опальный воевода. Но царь поставил его опыт и авторитет выше личной неприязни.

Сохранился наказ Воротынскому от царя, по факту, стратегический план. Было неизвестно, какой именно дорогой татары пойдут на Москву, поэтому в плане содержалось несколько сценариев операции. Давались указания наладить разведку, обеспечить взаимодействие полков, детально изучить местность, присмотреть "крепкие места". Очень много внимания уделялось насыщению войск огнестрельным оружием.

Основной сценарий кампании предусматривал нахождение основных сил на берегу Оки.

Главные силы были разделены на пять полков, большой, правой и левой руки, передовой, сторожевой. Большой полк вставал в Серпухове, правой руки в Тарусе, передовой в Калуге, сторожевой в Кашире и левой руки на Лопасне. Большой полк в качестве усиления получал также наряд (артиллерию) и знаменитый «гуляй-город» — русский вариант вагенбурга. Из-за растянутости войск чрезвычайное значение имела разведка.

-3

Войско состояло из дворянской конницы до 22 тысяч, 2000 стрельцов, 3800 казаков, 1900 ратных городских людей и 300 немецких наемников. Всего исследователь Пенской насчитывает до 32 тысяч человек. Насыщенность огнестрельным оружием была по тем временам необычайная – 1/3.

Главным новшеством было то, что опричные и земские воины были равномерно распределены в полках. Опричнина в военном смысле прекратила существование.

С 1 апреля началось развертывание войск, выдвинулась разведка, закипела работа с укреплениями.

-4

Между тем примерно с середины июня 1572 года Девлет-Гирей выдвинул свои силы. Современники утверждают, что крымско-ногайская конница составляла 150 тысяч, плюс 20 тысяч турецких янычар. Цифры, конечно, фантастические. Пенской дает оценку в 50 тысяч человек, в основном конницы, плюс не более тысячи пехотинцев и легкая артиллерия.

Русское войско сильно уступало в количестве, правда превосходило в пехоте и артиллерии. Оно было в обороне, что и плюс, и минус одновременно. Русская армия была растянута вдоль Оки, тогда как хан владел инициативой.

Хан выбрал самую прямую дорогу на Москву, а его войско двигалось очень неспешно, что облегчило работу русской разведке. 25 июля Воротынскому доложили, что татары двигаются по серпуховской дороге, что и предугадывали.

-5

26 Июля татарские арьергарды вышли к Оке в районе Серпухова и попытались сходу ее форсировать, но были отбиты. Девлет Гирей и его главный полководец Дивей-Мурза изменили тактику. Они решили обойти русскую оборону с флангов и достигли цели. 27 июля татары перешли Оку в двух местах. По русским полкам был нанесен фланговый удар, сопровождающийся сильным огнем с фронта.

-6

Два русских полка были помяты и отошли от реки, но главные силы держали оборону. В итоге татары перешли реку в другом месте. Оставив некоторые силы, а также всю артиллерию, напротив русского лагеря под Серпуховым, чтобы создать впечатление дальнейшего штурма, главные ханские силы вышли к реке Пахре, надеясь отрезать русскую армию от Москвы с севера. Далее татары двигаются на Москву.

Удерживать позиции на Оке стало бессмысленно, и русское войско приняло, на первый взгляд, парадоксальное решение. Воротынский приказал преследовать крымское войско, обладая меньшими силами. Как пишет московский летописец, командующий объяснял это так: «Так царю (Гирею) страшнее, что идем за ним в тыл, и он Москвы оберегаетца, а нас страшитца».

Русское войско выдвинулось к деревне Молоди, судя по всему, заранее присмотренной позиции. В авангарде шел передовой полк князей Хованского и Хворостинина.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Распространенное мнение, что опричники, якобы, не годились ни на что другое, как грабить и убивать собственных мирных сограждан, как в Новгороде, а когда они встретились с настоящим врагом в 1571 году, опричники позорно слились. Это, как минимум, преувеличенная точка зрения.

Во-первых, опричники в массе были такими же служилыми людьми, что и земские, с теми же обязанностями. Они формировались из той же боярско-дворянской среды. Во-вторых, при отступлении под Москвой в 1571 году у царя были и другие причины отступить, не обязательно трусость опричников. А в-третьих, это опровергается личными примерами Алексея Басманова, отличного воина и основателя опричнины и многих других. В том числе, Дмитрия Ивановича Хворостинина. Отпрыск младшей ветви ярославских князей, он начал службу в пятнадцать лет. Род его в иерархии стоял невысоко, поэтому Хворостинин не мог претендовать на высокие должности. Однако он обратил на себя внимание царя при взятии Полоцка, проявив высокие воинские качества.

Опричнина дала молодому командующему шанс обойти барьеры местничества. Он служил на южной границе, воюя с татарами и освобождая русских пленников. И при этом постоянно «местничал», то есть судился за должности с более знатными командирами, которые считали, что талант и храбрость еще не повод для назначений.

-7

После сожжения Москвы Грозный казнил нескольких опричных командиров. Хворостинин уцелел, но попал в опалу. Битва при Молодях дала ему шанс реабилитироваться.

Хотя передовым полком кроме Хворостинина командовал еще один воевода, Воротынский, отдавая ответственные поручения, обращался в первую очередь к Дмитрию Ивановичу. И Хворостинин полностью оправдывал доверие.

Когда русское войско стало догонять татарский арьергард, Хворостинин первый завязал бой. Передовой полк разбил задние части крымской армии. Хан выслал подмогу и полк Хворостинина стал отступать. Татары уже торжествовали победу.

Но пока передовой трепал ханское войско, основные силы русских отошли к Молодям и укрепились там. На вершине холма возле деревни был поставлен гуляй-городок. Отряд Хворостинина с татарами на хвосте проскакал мимо городка, когда же татары оказались перед стенами, по ним ударил смертоносный пушечный и ружейный огонь. Понеся большие потери, татары отхлынули к главным силам.

-8

Девлет-Гирей, опасаясь оставить у себя в тылу сильное русское войско, вынужден был развернуть армию. Русские командующие добились того, чего хотели.

В ночь на 30 июля военный совет крымцев решил штурмовать гуляй-город. «Дивей мурза с нагаи сказався царь похвально и рек: “Яз обоз руской возьму; и как ужаснутца и здрогнут, и мы их побием”…».

Воротынский это предвидел и вывел часть войск из городка. Они сумели остаться незамеченными и встали неподалеку от крепости. Татары принялись безуспешно штурмовать укрепления. После нескольких попыток Дивей-мурза выехал осматривать укрепления, чтобы найти слабое место. В этот момент лихой дворянский отряд выехал из крепости чтобы захватить полководца. Видимо, его узнали по богатому доспеху.

Мурза попытался бежать, но его конь споткнулся, и татарин был взят в плен. Это временно деморализовало противника, и его атаки стали слабее. Были убиты и взяты в плен еще несколько видных мурз. Надо думать, тогда хан сильно пожалел, что приказал бросить пушки за Окой. Без них взять гуляй-город было очень трудной задачей.

-9

Два дня татары не решались предпринимать активных действий. Тем временем в лагере русских начались голод и жажда.

Дивей Мурза на допросе заявлял, что будь он на месте Девлет-Гирея, он просто бы подождал, когда русские окончательно ослабеют. Но хан поступил по другому. Почему? Видимо, войско стало роптать, сетуя на малую добычу и большие потери. Между крымцами и ногаями начались трения. Возник слух, что с севера идет сильное войско, возглавляемое самим русским царем.

В этой обстановке 2 августа Девлет-Гирей приказал начать штурм. Татарские воины спешились и с огромными храбростью и упорством атаковали стены городка. Они несли большие потери от ружейного и пушечного огня, но волна за волной пытались преодолеть шаткие стены.

Воевода Воротынский незаметно покинул городок и возглавил отряды за стенами. Командовал обороной Хворостинин, и командовал очень успешно. Летописец сообщает, что татар много побили и рук бессчетно поотсекли.

Воротынский подождал, когда накал атаки врага поослабнет и завел своих людей татарам в тыл. По условленному сигналу из крепости открыл убийственный огонь, а затем изнутри защитники совершили вылазку. Воротынский скрытно по оврагу подвел отряды и ударил в тыл противнику. Оказавшись между молотом и наковальней, татары вынуждены были отступить.

Татарское войско понесло большие потери, в том числе, командующего звена, русское войско не выглядело истощенным, а с севера, возможно, приближалась свежая армия.

В этих условиях, в ночь на 3 августа 1572 года хан Девлет-Гирей скомандовал отступить. Оставив арьергард, ханская армия быстро добралась до Оки и пересекла ее.

-10

Убедившись, что ханское войско отступило, Воротынский разгромил татарский арьергард, а затем и оставшихся в ханском лагере. Там была взята богатая добыча. Преследовать татарское войско за Окой не стали, не хватало сил, так что русская армия вернулась к местам дислокации.

В тот же день от посланцев Воротынского о грандиозной победе стало известно в Москве, «и бысть на Москве и по всем градом радость неизреченная, молебная пения з звоном. И с радостию друг со другом ликующе».

Царь узнал о победе 6 августа, когда в Новгород явились гонцы. Они сложили к ногам Грозного трофейное оружие. Празднество в городе длилось две недели, хотя и тогда Грозный “в реку метал” кого-то из знати.

-11

В конце августа Девлет-Гирей отправил послов Ивану Грозному. Через них он передал, что всего лишь хотел встретиться с царем, пообщаться по братски за Астрахань и Казань, но тот его не понял и почему-то стал воевать. Горячие татарские парни тоже перегнули палку, “серца своего не уняв”. Хану хватило наглости по прежнему требовать Поволжья.

Послов приняли, естественно, холодно. Хан, предвидя это, дал инструкции потребовать хотя бы Астрахани «…для того, что ему (Девлет-Гирею) соромно от брата своего от турского, что он с царем и великим князем воюетца, а ни Казани, ни Астрахани не возьмет и ничего не учинит…».

Тогда-то Грозный и сказал знаменитые слова о четырех татарских саблях:И Казани и Асторохани — как таких дву государств поступитись: “ныне одна сабля Крым, а тогды другая сабля будет — Казанъская земля, третья сабля — Астороханъскоя, четвертая — Нагаи. А толко Литва не помиритца, — иноя пятая сабля будет. И Казани и Асторохани как поступитись?! ”.

Крым понес при Молодях большие людские потери, после этого там обострилась борьба за власть. Так что еще двадцать лет крымцев не увидят на Руси. А уж таких успехов, как сожжение Москвы у них не будет и подавно.

Служилых наградили в зависимости от подвигов и распустили по домам. Судьба героев Молодей была различна.

Воротынский поначалу был щедро награжден, но затем, не прошло и года, как князь был казнен, почему, неизвестно. Хворостинин был счастливее. Несмотря на героизм, отношение царя к нему было холодным. За неудачу в походе против черемисов зимой того же года царь подверг его позорному наказанию - Хворостинин и еще один воевода должны были, одевшись в женское платье, молоть муку.

После отмены опричнины карьера князя замерла. Он служил, но не поднимался выше определенного уровня. И только после 1582 года дела Хворостинина снова пошли в гору. Высоких чинов он достиг уже при следующем царе.

Умер в русском плену Дивей-мурза, а в 1577 году умер и Девлет-Гирей.

Отмена опричнины.

Уже после московского пожара 1571 года царь потихоньку готовил отмену опричнины. В ходе подготовки кампании 1572 года Разрядный приказ полностью игнорировал разделение в армии. Победа над татарами окончательно доказала, что только единое войско сильно.

В прошлой части я рассказывал, насколько стала коррумпирована опричнина и к каким злоупотреблениям она привела. Цели же опричнины царь, видимо, счел достигнутыми. Пора было ее сворачивать.

Еще до Молодей стали разрушаться перегородки в административном управлении. Прекратилось строительство опричных крепостей.

После победы слом опричных порядков ускорился. Государственный аппарат воссоединился, переселения прекратились, опричные привилегии отменили, земским частично компенсировали потери. Наконец, Грозный прямо запретил упоминать опричнину в государственных документах.

О причинах и итогах опричнины поговорим в следующий раз.

Продолжение следует.

Пенской В. Сражение при Молодях.

Кобрин В. Иван Грозный.

Скрынников Р. Иван Грозный.

Флоря Б. Иван Грозный.

Пост автора Tertiusfilius.

Читать комментарии на Пикабу.