В стародавние советские времена и какое-то время после у акушерок многих роддомов нашей страны было своеобразное социалистическое соревнование. Раз в месяц заведующий родблоком собирал всех акушерок и устраивал «разбор полётов». Из историй родов за месяц он выписывал, сколько у каждой из акушерок на родах было разных осложнений, в основном незначительных, например, разрывов промежности, мелких родовых травм и прочих. Разумеется, никаких серьезных наказаний проигравшим в соревновании и никаких финансовых поощрений выигравшим не было. Просто заведующий на словах хвалил тех, кто молодец, и делал замечания тем, кто не очень молодец. Собрание было похоже не на разнос, а на товарищеские посиделки, но между акушерками возникало позитивное чувство соревнования. И менее опытные акушерки стремились учиться у более опытных, улучшая тем самым качество оказания медицинской помощи на родах, старались, чтоб их похвалили. А опытные старались не расслабляться. И действительно, в результате этих разборов мы имели очень слаженную работу акушерок: молодые учились у старших и быстро набирались опыта, могли быстро подменять друг друга и работали сообща, без сучка и задоринки, доводив свои умения почти до идеала. Опять же, «зазвездившихся» всегда можно было поставить на место, ведь цель – не заставить акушерок конкурировать друг с другом, а держать уровень профессионализма коллектива в целом. Но всё поменялось в 2013 году, когда роддома перевели с городского бюджета на ОМС. Казалось бы, какая разница? Было всё бесплатно для всех и осталось тоже бесплатно, только теперь нужно проводить карты через страховые компании. Но не так всё просто… Оказалось, что по тарифам ОМС за неосложненные роды роддом получит 30 тыс. рублей, а за роды с мелкими осложнениями уже 70 тыс.
Интересно, кому в голову пришла такая «мудрая» и «справедливая» тарифная шкала? Уж зашить мелкий разрыв после родов – пара пустяков, чаще минут 5 – 10, да и синтетический шовный материал тогда стоил в пределах 1000 рублей. Остальных расходников типа пелёнок, разных катетеров, перчаток, анализов, лекарств, что на осложнённых, что на неосложнённых родах может выходить примерно поровну. Причем, часто бывает так, что персоналу приходится прилично повозиться именно на неосложнённых родах, чтоб как раз осложнений-то на них и не произошло. Откуда разница больше чем в два раза-то вышла? Кесарево да, разумеется, стоит подороже, тут претензий нет, серьёзная операция всё-таки.
То есть получается так, что если все врачи и акушерки будут стараться в поте лица и бороться за минимальное количество осложнений, то роддом не получит достойной оплаты, не получит прибавок к зарплате, не сможет купить нужное оборудование и попадёт на последнее место в рейтинге эффективности Минздрава. И если потребуется закрыть один из роддомов, то этот роддом будет первым в списке. А вот если персонал будет работать «спустя рукава», будет допускать осложнения разной степени тяжести всем подряд пациенткам, то и оплата по ОМС будет хорошая, и такой роддом будет считаться самым эффективным, а персонал получит премии за такую работу. Понятно, что мы не дураки, у многих есть совесть, да и все под Богом ходим. И если реально будем допускать высокий процент осложнений, то первое время оплата в бюджет роддома будет хорошая, но рано или поздно через сарафанное радио или отзывы в интернете пациентки поймут, что в роддоме персонал работает плохо и просто перестанут к нам идти, а может, и вовсе завалят нас жалобами и судебными исками. Соответственно, меньше пациенток – меньше денег платят страховые компании, и опять роддом скатывается в низ списка эффективных медучреждений. Что же тогда делать? Правильно! Принимать роды так же хорошо, как раньше, но писать в карту, что у всех пациенток были разные мелкие осложнения: разрывы промежности, разрывы шейки матки и прочие, хотя их на самом деле не было. По сути, просто жульничать: делать одно, а писать в карте совсем другое. Писанины, конечно, прибавилось, но всё равно так же хорошо работаем, как раньше. Так бы и не так. У врачей пока качество такое же, как и раньше. А вот у акушерок? У акушерок вроде тоже, но теперь отследить, у кого сколько осложнений никак не получается. Какая мотивация у акушерки стараться сохранять промежность, если всё равно в карте будет написано «разрыв промежности 1 степени»? В общем, через какое-то время мы перестали проводить ежемесячные собрания акушерок, а ещё через какое-то время качество работы акушерок не сильно, но снизилось.
Теперь немного конспирологии…
Видимо, задумка у этих изменений была в том, чтоб разница в количестве осложнений между платной и «бесплатной» медициной теперь сильно отличалась. Так как в «бесплатной» теперь приходится вертеться и хитрить, а на контрактных родах можно и нужно писать в карте всё честно, как и было раньше. Интересно, а кому это выгодно?
А как вы думаете, будет ли и дальше снижаться качество работы медицинского персонала? Что можно изменить, чтобы качество медицинской помощи только улучшалось?