Найти тему
Живая Средняя Азия

Не народ, а профессия: кто такие непальские шерпы?

Средний человек знает о шерпах только то, что они живут в Гималаях и являются хорошими альпинистами. И действительно, без этих тружеников не состоится ни одна экспедиция – они не только обслуживают горные лагеря, но и предварительно устанавливают на Эвересте лестницы, чтоб скалолазы из стран запада поднимались на эту вершину с всеми удобствами.

А если я вам скажу, что шерпы – это не совсем народ? В самом Непале они считаются кастой или профессией, да и сами затрудняются точно сказать о своей национальности. Давайте сегодня о них расскажем.

Шерп или шерпа на тибетском языке означает «восточный человек». Оба слова имеют мужской род, в женском по-русски они не употребляются, хотя по-непальски женщина будет «шерпани». И действительно, эти люди являются выходцами из Тибета, которые переселялись в соседний Непал в разное время. Первый клан, что ныне считается частью шерпов, ушел сюда, спасаясь от монголов. Второй переселился через пару столетий спустя, а третий и четвертый мигрировали уже при англичанах.

Так что, шерпы – это те же самые тибетцы, хотя на новом месте их назвали иначе. В Непале достаточно других тибетских групп, однако, основную часть населения составляют непальцы (в узком смысле) – народ, исповедующий индуизм и говорящий на индоарийском языке, европеоидный с влиянием монголоидов.

Но так как наши сегодняшние герои поселились в отдаленном даже по местным меркам регионе, они не смешались ни с теми, ни с другими, хотя и получили от соседей новое имя. Но память о происхождении еще жива, а внешность у них вполне монгольская. Тенцинг Норгей, первый человек на Эвересте (наряду с Эдмундом Хиллари) ничтоже сумняшеся называл себя тибетцем, а шерпов считал профессией.

Тенцинг Норгей и Хиллари
Тенцинг Норгей и Хиллари

Шерпы поселились у подножия Эвереста, который они сами называют Сагармахта («богиня неба») и немного реже – Джомолунгма («святая мать»). Основным местом их проживания является округ Кхумбу (не путать с одноименным ледопадом на самой горе), а также несколько прилегающих областей.

Низшая точка этого региона находится на высоте 3,3 километра, но многие деревни располагаются выше. Поэтому они ограниченно занимаются земледелием, но основу их хозяйства составляет разведение яков и прочее высокогорное животноводство. Что интересно, главным элементом питания является молоко и продукты из него.

Животных никогда или почти никогда не забивают ради мяса. Но зато с удовольствием едят плоть павших яков. Это связано с влиянием индуистской религии и так поступают почти все непальцы. Однако, сами шерпы являются последователями тибетского буддизма, который не налагает таких строгих правил в области пищи.

Помимо этого, главным занятием шерпов исторически являлась перевозка (точнее, переноска) грузов. Из Тибета, своей изначальной родины, они приносили на продажу соль, а обратно несли непальские товары. Вот почему шерпы так быстро адаптировались к индустрии альпинизма, которая сформировалась в Гималаях во второй половине 20-го века.

Этим именем изначально называли тех самых носильщиков, независимо от их национальности. Благодаря иностранцам, в последнее столетие это слово стало использоваться в отношение горных проводников – тоже без отсылки к их происхождению. А в Непале знают, что в их стране еще много тибетцев и называют «восточных людей» обычной кастой. Хотя тут система тут куда менее строгая, нежели в Индии. И большинство местных принадлежат либо к кшатриям, либо к брахманам.

Коричневым - тибетские группы Непала, в красном - шерпы
Коричневым - тибетские группы Непала, в красном - шерпы

Но в узком этническом смысле, шерпы – это четыре тех самых клана, которые живут в определенных долинах. Впрочем, их родня в меньшем количестве осталась на другой стороне хребта. Фамилий они не используют, но для отличия у них двойные имена: Тенцинг Норгей, Лопсанг Джангбу и так далее. Впрочем, под влиянием иностранцев эти горцы иногда берут в качестве «фамилии» слово «шерпа», либо же название своего клана или деревни.

Когда неместные стали регулярно организовывать экспедиции на самую высокую в мире гору, шерпы быстро адаптировались к новым условиям жизни. Они стали оказывать услуги носильщиков и горных гидов, и один из двух первых людей на вершине был шерп. Благодаря повышенной концентрации гемоглобина в крови, им легче справиться с дефицитом кислорода, которого тем меньше, чем альпинист поднимается выше. Хотя, это не значит, что шерп вовсе не способен подхватить «горняшку».

Также, помогает приспособиться их особая кухня. Известный казахстанский альпинист Анатолий Букреев, спасший всех во время катастрофы на Эвересте в 1996-м, но попавший под лавину в следующем году, во время адаптации к восхождению предпочитал питаться только по-шерпски.

В каждой экспедиции на одного туриста и европейского гида приходится по 3-4 шерпа. Они устраивают промежуточные лагеря и служат их персоналом, доставляют наверх снаряжение, продукты и кислородные баллоны, прокладывают удобный путь наверх, чтобы белые люди смогли взлететь туда, как на крыльях. Были случаи, когда за небольшую денежку они заносили на гору даже кофе-машины и телевизоры.

-4

Правда, платят им раз в 10-20 меньше, чем иностранным организаторам и проводникам. Но по непальским меркам это все равно будет много. Поэтому многие шерпы отказываются рисковать, если альпинисты сами себя загнали в непростые условия. Если шерп не личный гид, он тебя спасать не полезет, с чем столкнулся тот же Букреев, тогда искал спутников, чтобы пойти за товарищами.

Шерпам принадлежит куча альпинистских рекордов: первый человек на Эвересте и первая женщина, самое быстрое восхождение, самое долгое пребывание на вершине, первая свадьба на горе, самый молодой покоритель вершины (13 лет) и так далее. Первые 9 позиций рекордсменов по количеству восхождений также занимают именно шерпы. В настоящее время список возглавляет Ками Рита Шерпа, который в мае этого года взобрался на «святую мать» тридцатый раз.