Автор Филипп Фиссен
О проблеме, охватившей половину мира, – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
История пугающая и поучительная. Мы доверили слишком многое непонятным процессам в образовавшейся толще систем, контролируемой кем-то неизвестным.
Принято считать, что частные компании отвечают за качество своего продукта, так как заинтересованы в больших продажах. Но что, если нынешний экономический уклад отвязал нити между дельцами и их продуктом?
Мы видели такое на примере обрушения финансовых рынков в 2008-м, когда пакеты деривативов, собранные наскоро жульём из кредитных обязательств разного качества, создали пирамиду. Товар хватали все, даже приличные компании увязли. И кто понёс ответственность за потери клиентов? Никто.
Мы наблюдали техногенные катастрофы, вызванные алчностью: в индийском Бхопале пострадали 300 тысяч человек за сутки от выброса ядовитых газов. Никого не привлекли к уголовной ответственности. «Справедливость» западного правосудия восторжествовала в виде выплаты каждому пострадавшему по $1,5 тысячи.
Мы слышали о крушениях авиалайнеров Boeing, ставших обычным делом. Уже доказано и признано, что «инциденты» с гибелью сотен людей вызваны халатным невниманием к безопасности по причине экономии – ради увеличения прибыли. И никто не сядет.
Запоздалый «миллениум баг», которым пугали человечество накануне 2000 года, подкрался незаметно. Тогда выведение из строя компьютерных систем сулило вполне терпимые неудобства. Сегодня – гораздо большие.
Мы стали заложниками устройств, в которые вложили больше, чем в собственную память. В каждом из них происходит невидимая для нас жизнь, управляемая неизвестными демиургами. Зачастую – криворукими и невежественными. Они порождение новейшего времени, отрицающего мораль и духовность.
Каким-то чудом, которое я приписываю высшим силам, даже если на пути краха встали люди, волна отключений не коснулась Отечества. Возможно, наконец-то сработали санкции западоидов, ограничившие нам доступ к их новейшим, а значит, самым «сырым» продуктам. Возможно, ответственные лица, занимающиеся кибербезопасностью страны, приняли меры. Или всё вместе.
Апокалипсис, о котором так много говорили, пока не случился, но разведка боем уже идёт. И хорошо, если это преднамеренная (то есть контролируемая) атака, а не цепная реакция на растущую безответственность и губительную тягу к прибыли.
Бич Божий – он же меч – куётся теперь в кузнях и кознях корпораций, отделивших себя от судьбы человечества. Считающих себя островом Миядзаки, пролетающим над Парижем без всякой ответственности за происходящее под его фанерным брюхом.
За людей теперь думает созданная на коленке счётная машинка. Можно ли называть такое прогрессом? Ведь человек в этой системе не только прекращает работу над собой, но и отступает в развитии.
Гаджеты – приятный элемент нашего быта. Радостно видеть, во что превратился их исходник, древняя палка-копалка. Но бесконечно улучшая выручалочку, мы движемся туда, где от нас ничего не зависит.
На пути теряем волю к формированию будущего, разработке концепций, нравственных в том числе, исключающих впадение в новую дикость.
Я верю в нас, людей, и в наш гигантский потенциал, скрытый от алчных продавцов технического хюгге. Они не в состоянии заглянуть в душу человека-творца, человека – образа Божия, живущего мечтой о счастье.
А счастье в том, к чему не способен ни голем ИИ, ни забитые биржевыми сводками черепа его хозяев: в любви и умении понимать друг друга.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.