Ну что, посмотрела сегодня на движения глаз моего ученика и проговаривание при списывании: вроде привык, что надо слово "увидеть" и заложить его звучание вместе с картинкой на подсознание. При этом уже с интересом задавал себе вопрос: от чего произошло слово.
В итоге решила, что можно подбираться к правилам. Сначала я всегда даю блок правописания, связанный с составом слова. И самое лёгкое - это правила написания приставок на З/С.
Попробуёте пройти этот путь за мной.
Для начала научим различать звонкие и глухие. Для этого много раз прикладываем два пальца к кадыку и, произнося нужный звук, стараемся понять: звенит или не звенит? Звенит-звонкий, не звенит - глухой. Предупрежу заранее: самые почему-то спорные для детей - Ц, Ч. Они их произносят, непроизвольно добавляя отзвук гласного Э, поэтому слышат небольшой звук. Обратите внимание, что это звуки глухие. Только не ругайте при ошибках: ты что, ..., не слышишь?! Всё объяснимо. Послушает-запомнит.
Теперь само правило.
Красным вверху трудные слова, которые встечались в материалах ЕГЭ.
Итак, пойдём строго по шагам.
1. От чего произошло слово? - чтобы увидеть, есть ли приставка Запомнить границу.
2. Сколько букв в приставке?
3. Если одна буква (смотрим влево по стрелочке) - то приставка - только буква С.
4. Если более букв (2-4), применяем правило 2ПЕРЕД ГЛУХОЙ - ГЛУХАЯ, ПЕРЕД ЗВОНКОЙ - ЗВОНКАЯ". Тут и пригодится умение быстро определять подвид согласного.
5. Слова "ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙ" пишутся с З, потому что В НИХ НЕТ ПРИСТАВОК ВООБЩЕ!
+ ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ о словах.
ИС-КУС-СТВО - ОТ СЛОВА "КУСАТь",более от однокоренного "вкусить" прекрасного. Итак, корень КУС, впереди приставка по принципу перед глухой глухая, после корня суффикс СТВ, здесь и появляется сдвоенная СС.
Если сам сможет логично вслух объяснить, больше ошибок не будет.
ЧЕРЕС-ЧУР - от слова ЧУР, названия древнеславянского духа ЧУР, который, по языческой вере, охранял вход в дом и жил под порогом ( по крайней мере, я читала такую этимологию, что мне вполне понравилось). А дальше - по правилу.
Отработайте правописание сначала с обязательным проговариванием, выделением корня, определением звонкости-глухости, списывании с проговариванием. Спешить по принципу: я уже знаю, здесь буква такая-то - не разрешаем, пока умение не перейдёт в навык и не перейдёт к автоматизму.
ПРО-ИС-ШЕДШИЙ, ПРОИСШЕСТВИЕ. Здесь сложная история чередований. Пусть запомнят через слово "ШЕСТ" И ОБРАЗНУЮ КАРТИНКУ ПУТНИКА, ИДУЩЕГО С ШЕСТОМ. Далее приставка по правилу.
Использую сайт "Saharina" (огромное спасибо автору!!). Отработка этого правила в разделе "Диктанты" для 5 класса. Там же можете пройти тесты по безударным гласным.
Сегодня художник С.Плутенко сделал мой день. Чего и вам желаю!
Жду отзывов.