В верховьях Терека (по-грузински Тэрги) за показанной в первой части Дарьяльской тесниной лежит маленькая, но гордая историческая область Хевия, в переводе попросту Долина.
Её жители называются мохевцы, и в этом слове - вся история Долины: ведь большинство исторических областей Грузии (Мегрелия, Сванетия, Хевсуретия и др.) названы по их обитателям, и только в Хевии - наоборот. Более того, сама словоформа (например, "калаки" - город, а "мокалаке" - горожанин) в грузинском не применяется к топонимам: мохевцы - это просто "долинцы". Дело в том, что нынешнее название - обрубок: Долина (Хеви) когда-то была Цанаретисхеви (Цанарийской долиной), ну а цанары - из тех народов, родство с которыми для каждого кавказца за честь.
Хотя бы потому, что в 853 году эти малочисленные горцы, так и не дозвавшись на помощь соседей (включая славян) по итогам 19 сражений остановили 120-тысячную армию арабского полководца Буги аль-Кабира, разорившего Хазарский каганат. Известно, что к тому времени Цанаретия была христианским государством, судя по титулу правителя корикоз (хориепископ) - чем-то вроде теократического княжества.
Первую сотню лет, в 787-893 годах, корикозами были и монархи покорённой цанарами (тогда - союзниками арабов) Кахетии, причём - даже после 827 года, когда был свергнут их ставленник Григол. Ну а в следующие века, как маньчжуры над Китаем, цанары над Кахетией полностью ассимилировались, перейдя на грузинский язык. И даже дальше - забыли своё древнее название, оставив нынешних историков ломать голову над теми, а кем они вообще были?
В Грузии считается, что цанары - картвельский народ, возможно - сваны, чьи земли в древности простирались на восток вдоль Кавказа гораздо дальше, чем ныне. Для Северного Кавказа цанары - вайнахи, и к ним возводят родословную самая многочисленная ингушскую фамилия основателей Назрани Мальсаговых и чеченский тейп Чантий с центром в Итум-Кали.
Романтикам (а изначально - армянам) же ближе всего версия, что цанары - это последние наири, воинственный ближневосточный народ, когда-то построивший на озере Ван великую империю Урарту, ставшую смертным врагом для "первой сверхдержавы" Ассирии. Последний оплот их государственности пал под ударами скифов в 585 году до нашей эры на территории нынешнего Еревана, но почему бы выжившим было не укрыться за стеной Кавказа?
Ну а я, не обременённый научной ответственностью, могу строить и вовсе любые догадки: может, цанары - ещё один, последний народ вымершей хуррито-урартской языковой семьи, когда-то господствовавшей в Закавказье? Или, например, её связующее звено с нахско-дагестанскими народами, у которых Урарту слывёт теперь чуть ли не Чеченской империей?
О чуждой крови, чистоту которой тут хранили тысячами лет, напоминает хотя бы внешность мохевцев - среди всех грузин они самые смуглые, чёрные, бородатые, у них резкие гордые лица, а глаза в густой щетине - как огни в ночном лесу. Не похожи мохевцы на экстравертивных, артистичных, общительных грузин и характером - в основном это молчаливые, тяжёлые, подчёркнуто недружелюбные люди. Этакие реликты Бронзового века, со времён покорения русской армией в 1804 году не желающие прогибаться под изменчивый мир.
...Вечером мы возвращались в Степанцминду из Сиони, к том времени успев оценить тяжёлый характер горцев. Видя прохожих на сельских улицах, я вежливо с ними здоровался, а они - лишь отводили взгляд. Я, конечно, сделал вывод "в Грузии не любят русских", а вот Наташа предполагала, что просто тут сами люди такие и не любят, вероятно, никого. Ещё раньше, от Трусовского ущелья до Сиони, нас подвезло куркулеватое семейство на минивэне, но на все мои попытки заговорить они лишь странно, недобро косились, как на неприличный звук. Я ломал голову - это Грузия так изменилась для россиян с довоенных времён, когда радушия со всеми этими "гамардждоба, генацвале!" я сполна ощутил, или всё-таки правда - специфика места?
В Сиони, уже на закате, нас подобрал человек на джипе - типичный мохевец с сухим лицом, покрытым густой чёрной порослью. С нами он не заводил разговор первым, отвечал на вопросы сквозь зубы... и так же молча и хмуро взял да отвёз нас в Сно за 3 километра от трассы, хотя ему был по пути лишь поворот. Мы были удивлены и благодарны, вдруг задумавшись о том, что суровость мохевцев вовсе не означает неприязни.
Я даже как-то аккуратно смог высказать эту догадку водителю, на что он сквозь зубы ответил "Кто много говорит - тот много ошибается", а на прощание и денег у нас не взял. Словом, Хевия - земля истинных горцев, по сравнению с которыми даже грозные чеченцы или строгие кабардинцы успели заметно разжать кулак.