Сейчас кей-поп — отдельный жанр музыки, который стал одним из главных экспортов Южной Кореи. Фанаты по всему миру жадно ждут от своих любимых исполнителей продуманные альбомы, зрелищные танцевальные номера и привязывающиеся мелодии. Стартом стало трио молодых парней, которые решили спеть на телевидении в начале 1990-х и основали целый жанр музыки. Но началось всё ещё раньше.
Семена
Сеульский район Итэвон называют местом зарождения современного кейпопа. В 1966 году рядом с ним была большая база Военных сил США, которые участвовали в Корейской войне. Американские солдаты любили отдыхать, и за развлечениями ходили именно в Итэвон — выпить и послушать музыку. В те времена в США был популярен рок-энд-ролл, военные вдали от родины скучали по знакомому звуку и были готовы хорошо платить за концерты рок-музыкантов.
В то же время корейская нация оправлялась от шока после обретения независимости от Японии в конце Второй мировой и других масштабных и тяжёлых событий. Культура постепенно начала играть новыми красками. Молодым музыкантам хотелось найти пути самовыражения, а рок-энд-ролльная жажда американцев стала хорошей возможностью подзаработать. На этой почве в Корее начали процветать такие жанры, как блюз, фанк, рок-энд-ролл, джаз, психоделический рок и другие. Но расцвет быстро угас под гнётом политики.
В 1960-х у власти был президент Пак Чон Хи, который в начале своего правления совершил «экономическое чудо», а позже начал устанавливать диктатуру. Молодёжь яростнее всех протестовала против его политики и навлекла на себя всю мощь машины репрессий. В частности, рок-исполнители стали преступниками в глазах закона и общественности — их арестовывали и запрещали выступать, а иногда даже публично пытали. Из-за этого музыкальная рок-культура, которая только начала расцветать в Корее, быстро загнулась, ведь государство просто перестало пускать такую музыку на радио. Но её дух пережил Чон Хи и дождался своего времени.
Что послушать: Ким Чу-джа, Ким Юнг Ми, Син Юнг-хён и группа Key Boys
Возрождение
В 1980-х Корея излечилась от внутреннего хаоса и открылась миру, особенно после Олимпиады в Сеуле 1988 года, когда в страну полилась новая музыка и культура — танцы, диско, хип-хоп, R&B, ночные клубы, светомузыка. И главным очагом этого движения стал всё тот же Итэвон, где у многих отелей были собственные клубы на первом этаже. Корейская молодёжь впервые столкнулась с западной ночной жизнью и была опьянена эмоциями и самовыражением. Но для появления кейпопа не хватало лишь одного элемента.
В этой новой музыкальной среде в начале 1990-х появилась группа Solid. Все три исполнителя свою юность провели в Лос-Анджелесе. Там они подхватили местные музыкальные тренды, особенно их зацепили R&B и хип-хоп. Когда в 1992-м трио вернулось на родину в Корею, они начали пробовать работать в этих жанрах. К сожалению, получилось не сразу, потому что звучание первого альбома “Give Me a Chance” было слишком западным.
В попытках найти недостающую изюминку Solid обратили внимание на трот (ppongjjak) — древнейший жанр корейской поп-музыки, который сформировался как раз в ходе японской колонизации Кореи в начале 20 века. Он был очень популярен и в начале 1990-х, но среди старшего поколения. Песни цепляли фанатов своей мелодичностью, которая много скакала вверх-вниз. И Solid решили добавить это звучание в свой следующий альбом “The Magic 8 Ball”. Получились такие R&B-баллады, которые внезапно очень понравились публике.
Так сформировалась идентичность кейпопа: корейская мелодичность вместе с западным ритмом. Solid нашли эту формулу, которая легла в основу популярного жанра музыки и работает до сих пор.
Что послушать: ранние альбомы Solid, особенно трек “Holding onto the end of the night”
Начало
Если Solid нашли музыкальную формулу кейпопа, то авторами шоу-формулы можно назвать группу Seo Taiji and Boys. Музыкальные эксперты прямо говорят, что корейскую музыку можно поделить на до и после их выступления на телевидении в 1992 году. Их пригласили на шоу музыкальных талантов, трио исполнило свою песню “I Know”, получили низкие оценки — и уехали домой. А на следующий день вся Корея говорила о том, насколько зрелищным получилось их выступление.
Трек Seo Taiji and Boys “I Know” брал за основу джек-свинг ритм, сверху были рэп-куплеты и поп-припев, а вишенкой на торте стала яркая динамичная хореография и американский стиль одежды. Трио, как и Solid, привезло в Корею влияние американской музыки, особенно «чёрной» — рэпа и хип-хопа. Парни за одни выходные прославились на всю страну и стали кумирами молодёжи. Многие кей-поп-музыканты говорят, что начали свою карьеру именно под влиянием Seo Taiji and Boy, пытаясь скопировать их стиль, харизму, поведение и т. д.
Успех Seo Taiji and Boys разбудил спящего гиганта корейской молодёжной музыки. После них на сцену хлынул поток новых исполнителей, развивающих стиль, заданный пионерами. К середине 1990-х кей-поп превратился в полноценное музыкальное движение. Одной из первых мейнстримных групп, продолживших дело Seo Taiji and Boys, стали Deux с сочетанием танцевальных ритмов и гибкого вокала. Вслед за Deux подтянулись H.O.T., Sechs Kies, Fin.K.L и другие коллективы, которые окончательно закрепили кей-поп в качестве ведущего жанра корейской музыки 1990-х.
К концу десятилетия кей-поп обрёл все свои фирменные черты — мелодичность и танцевальную ритмику в сочетании с ярким внешним обликом исполнителей, сложной хореографией и оригинальной концепцией каждого альбома или клипа. Армия поклонников росла с каждым годом, и стало очевидно, что кей-поп перерос статус локального феномена и готовится к штурму мировой сцены.