Очень многие откладывают дела на потом. И большинство думает, что это просто у меня такой характер. Я, то делаю дела, то откладываю.
На самом деле все гораздо интереснее и сложнее для объяснения причин. А когда знаешь механизм, то уже легче можешь с этим справиться.
Откладывание дел на потом называют прокрастинацией. В основе лежит проблема реализации: человек знает, что ему нужно делать, но не хочет или не может этого делать, поэтому он продолжает заниматься более приятными, но менее важными задачами.
Внутри нас как бы две субличности (возможно больше, но в качестве примера буду говорить о двух составляющих). Каждая их этих субличностей имеет свои желания и стремления. Одна хочет делать уборку в доме, а другая говорит: «А давай потом». Возникает конфликт: делать или не делать. Здесь мы будем говорить о субличности, которая откладывает дела на потом.
Вот вы решили сесть и написать реферат. Но как-то незаметно вдруг оказались в социальной сети и активно листаете ленту новостей. Что за механизм вас так незаметно переключил с выполнения задачи на другую деятельность, в которой вы расслабляетесь и отдыхаете.
А если вы стремитесь именно к этим ощущениям, возникает вопрос: «А что вы чувствовали в момент, когда начали писать реферат?» Ответ на этот вопрос дает очень интересные осознания.
Как оказывается, наш мозг быстро анализирует то чем вы начинаете заниматься, у него включается память, и он рефлекторно направляет вас туда, где вы будете чувствовать себя в безопасности и спокойствии.
Какие же состояния мы испытываем, когда начинаем что-то делать, а потом вдруг соскальзываем на другое. И наши дела откладываются, скапливаются огромной стопкой где-то в углу.
Ученые проводили эксперимент.
Нейл Фьоре описал то, как это происходит, в книге «The Now Habit». Он предлагает рассмотреть одну и ту же задачу при разных обстоятельствах. Допустим, на земле лежит доска шириной 30 см, по которой вам нужно пройти не оступившись. Скорее всего, вы легко сможете это сделать. Нет никаких причин откладывать на потом эту простую задачу.
А теперь предположим, что доска находится на большой высоте и под ней пропасть. Ее ширина не изменилась, и ваши навыки остались прежними, но первый шаг почему-то сделать уже сложнее. Все дело в угрозе — теперь слишком многое поставлено на кон. У вас есть причина медлить и сомневаться.
Чуть изменим ситуацию: пусть доска по-прежнему останется над пропастью, но к вам приближается пожар. Если он будет достаточно близко, вы пробежите это расстояние, даже не заметив.
Похожим образом мы поступаем и с рабочим делами — возводим их на высоту, как будто это не рядовая задача, а проверка на прочность.
Прокрастинатор включается в работу, только когда сроки по-настоящему горят. И вовсе не потому, что у него не хватает способностей для решения задачи. Просто во время «пожара» он перестает оценивать, медлить и сомневаться.
Что же происходит в головном мозге, когда включается прокрастинация.
Оказывается у любителей «медленного старта» нарушена связь между миндалевидным телом головного мозга (лимбической системой), где формируются эмоции, и дорсальной зоной передней поясной коры, которая ответственна за принятие решений и выбор поведения в сложной ситуации.
В норме с помощью лимбической системы мы должны оценивать события на предмет их опасности, а префронтальная кора (неокортекс) помогает выбрать правильное поведение. Но у прокрастинатора эти структуры вступают в конфликт, в котором побеждает лимбическая система.
Заметили? Опять конфликт, о котором я писала выше.
Получается побеждает та часть головного мозга, которая отвечает за эмоции и чувства, т.е. лимбическая система.
И мы опираясь на наши эмоции принимает решение: отложить дела на потом.
Прокрастинация - это проблема управления эмоциями. Прокрастинаторы используют избегание, чтобы справиться с негативными чувствами вокруг задачи - и по отношению к самим себе.
Так что же человек может чувствовать, когда у него включается прокрастинация?
Как выше уже говорилось, человек начинает испытывать какие-то эмоции, которые его стимулируют принять решение и отложить дела на потом.
Спектр состояний различный. Приведу часто встречающие состояния и эмоции.
Страх неудачи. «Зачем браться за дело, если все равно не получиться». Наверно, вы иногда себе такое говорите. Поэтому это самое «отличное» оправдание себя, что я откладываю дела, а потом просто вообще от них отказываюсь. Вы помните, что у вас были неуспешные проекты. Но именно в этих проектах, вы больше начинали понимать себя, находили какие-то новые идеи, появлялись новые пути решения задач. Каждый неуспех приносит варианты новых достижений. А от достижений мы испытываем положительные эмоции, что активирует лимбическую систему и открывает двери в принятии решения о выполнении поставленной задачи.
Перфекционизм или сделать все на «отлично». Любители делать все идеально, а то кто-то накажет за непослушание, застревают на каком-то этапе реализации проекта. Они пытаются идеально «вылезать» эту часть, а на остальное просто не хватает времени. Позвольте себе сделать полный «скелет» ваше проекта, а потом наращивать на него «мясо». Вспомнилась детская песенка: «Если кукла вышла плохо, назову ее - Дуреха, если клоун вышел плохо навозу его - Дурак». Иногда средние результаты, это тоже результаты. А как бы вы оценили свою жизни: «Насколько вы идеально ее проживаете?» Искренне отвечая, признаемся самому себе, что по большей части в средних результатах, а иногда и в очень низких.
Так стоит ли тратить свою жизнь на мелочи? А не лучше ли заняться совей жизнью и разрешить себе быть не идеальным?
Делаю из чувства долга или нет мотивации. Как часто мы слышим: «Ты должен!» Почему? Зачем? Кому? Когда задача для нас ставиться «из под палки», мы находим кучу причин, почему мы не хотим ее делать. Или делаем все, чтобы ускользнуть от ее выполнения.
А сделайте эксперимент, найдите причины, зачем вам важно выполнить именно эту задачу для себя самого. Возможно вы ее делаете, чтобы вас не уволили, или чтобы доказать окружающим, что вы профессионал, или эта задача для вас новая и вы в ней получаете новые знания и навыки. А когда это осознаете, то у вас появляется интерес. А интерес это про лимбическую систему. Как только она включилась, так легче сразу выполнять задачу.
Неумение планировать или расставлять приоритеты. Это очень важный навык, который формируется уже в старшем подростковом возрасте. Именно тогда начинают созревать верхние слои коры головного мозга в лобных долях. Именно этот навык необходимо формировать. Он сам по себе не формируется. Если у вас было четкое расписание и дисциплина, то это помогло вам сформировать этот навык. Но если у вас дефицит внимания или СДВГ, то у вас точно эта часть мозга недозрела. И здесь требуется много усилий. Этой теме можно посвятить отдельно целую статью. Здесь я порекомендую заняться тайм-менеджментом. А прямо сейчас большую задачу разделите на маленькие шаги. И просто начните их выполнять поэтапно. Это как «есть слона по кусочку».
Усталость или стресс. Неумение отдыхать приводит нас к перегрузке, усталости и стрессу. Чередование работы и отдыха очень важно. Выделяйте себе время для отдыха, а то ваш организм сам назначит ему время и уложит вас в постель, но уже с болевыми ощущениями. Отложить дела в состоянии стресса, чтобы успокоиться и перезагрузиться, — это не самое плохое решение. Так мы защищаемся от ошибок, которые могли бы совершить, и берем восстановительную паузу.
Вы можете использовать любые расслабляющие техники для отдыха. Я использую аутогенную тренировку и йогу-нидру.
Тревога. Очень частое состояние, которое мы даже не осознаем. Когда она идет фоном, и начинает работать как защита. Все потому что обычно мы откладываем крупные, важные дела, в которых любая неудача воспринимается как удар по самолюбию. По сути прокрастинировать — это бояться провала настолько, что сил и мотивации просто не остается. Мы просто сливаем свои силы в бездну беспокойства и тревоги. В этих состояниях поможет только психолог. Обращайтесь ко мне и вы сможете ощутить как ваша жизнь заиграет в других эмоциональных красках.
К методам самопомощи, я бы отнесла умения:
· Распределять время и силы;
· Разобраться с жизненными приоритетами;
· Ставить простые цели;
· Чередовать виды деятельности;
· Мотивировать и поощрять себя;
· Учится отдыхать.
Ко мне можно обратиться за помощью:
· Убрать тревогу и беспричинное беспокойство
· Разобраться с причинами различных страхов и ликвидировать их (страх ошибки, страх перемен, страх оценки)
· Повысить уверенность в себе
· Найти и укрепить опоры в жизни и в работе
· Найти внутреннюю мотивацию
· Научить свой мозг концентрировать свое внимание на важном
· Сформировать привычки, которые помогают достигать цели: планирование, расставление приоритетов, принять решение, взять ответственность,
· Научиться устанавливать свои границы, научиться говорить «нет»
· Выращивать своего внутреннего ребенка
· Научиться расслабляться за короткое время и восстанавливать свои силы