Найти в Дзене

Как кино может помочь при подготовке к ЕГЭ по истории?

Ну, если вместо подготовки к ЕГЭ по истории смотреть все сериалы подряд, то никак - только помешает. Но есть и те фильмы, просмотр которых если и не заменят полноценную подготовку к ЕГЭ, то добавят ей эмоций

Смотреть иногда легче, чем читать
Смотреть иногда легче, чем читать

Еще раз повторю: смотреть фильмы, даже на историческую тему, даже очень хорошие, не означает выучить историю и, тем более сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Однако фильмы затрагивают наши эмоции, помогают выстроить хронологию событий, запомнить имена основных исторических персонажей и связать их друг с другом

Мой первый фильм про историю, который я помню - "Александр Невский" Я еще в школу не ходила, но, провожая гостей, у порога проревела им: "Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!" Почему я это сказала очень милым людям, и почему напоследок, а не при встрече - сие мне неведомо. Но фраза запомнилась, а с ней и Александр Невский

Начало фильма "Александр Невский" (реж.С.Эйзенштейн), скриншот с  российской государственной мультимедийной онлайн-платформы "Смотрим"
Начало фильма "Александр Невский" (реж.С.Эйзенштейн), скриншот с российской государственной мультимедийной онлайн-платформы "Смотрим"

В демоверсии ЕГЭ по истории 2024 года есть задание №5, где требуется установить соответствие между участниками событий и самими событиями в истории России

Фрагмент демоверсии ЕГЭ по истории
Фрагмент демоверсии ЕГЭ по истории

И если ученик смотрел фильм "Александр Невский", и если фильм еще был интересный и ученику понравился, то он легко вспомнит и главного героя и события его жизни и правильно соотнесет "А" с "4".

Или задание №7 из демоверсии, предполагающее, что ученик легко способен соотнести памятники культуры (романы, картины, архитектурные сооружения и т д) с различными их характеристиками.

Фрагмент демоверсии ЕГЭ по истории
Фрагмент демоверсии ЕГЭ по истории

И даже если ученик видел картину В.И.Сурикова "Боярыня Морозова", то его невнимательность, или отсутствие времени на погружение в творчество художника, не всегда позволяют ему соотнести картину, написанную в ХIХ веке с событиями века ХVII. А просмотренный фильм, особенно если он зацепил, затронул эмоции, имя Феодосии Морозовой свяжет именно с событиями церковного раскола и в клетке "В" появится нужная цифра "6"

Стоп-кадр из фильма "Раскол" (реж.Н.Досталь) с изображением боярыни Морозовой
Стоп-кадр из фильма "Раскол" (реж.Н.Досталь) с изображением боярыни Морозовой
Фрагмент картины В.И.Сурикова "Боярыня Морозова"
Фрагмент картины В.И.Сурикова "Боярыня Морозова"

Хочу предостеречь, что фильмы, хоть и исторические, но не документальные, и не ставят целью дословно передать историческую правду. Художественный фильм имеет право на субъективный взгляд сценариста и режиссера, но мы то не имеем право на субъективный взгляд при ответе на вопросы ЕГЭ по истории. Поэтому, всегда советую ученикам, вначале изучить теорию, а потом посмотреть фильм, получить от него эмоции, пропитаться эпохой (увы, тоже не всегда). Особенно, если есть свободное время во время каникул и или в дороге.

Следует отметить, что с 2016 года, когда вышел фильм "Викинг" (реж.А.Кравчук), было снято очень много исторических фильмов

Коллаж из афиш исторических фильмов, доступных к просмотру на российской государственной мультимедийной онлайн-платформе "Смотрим"
Коллаж из афиш исторических фильмов, доступных к просмотру на российской государственной мультимедийной онлайн-платформе "Смотрим"

Фильмы интересные, некоторые я даже смотрела (😂😂😂) Но моему любимому фильму на историческую тему исполнилось в том году 20 лет. Это фильм "Бедный, бедный Павел" (реж. В.Мельников) с блестящей, на мой субъективный взгляд, игрой Виктора Сухорукого.

Теперь, когда я рассказываю о Павле Первом, я представляю именно Виктора Сухорукого.

Стоп-кадр из фильма "Бедный, бедный Павел" (реж.В.Мельников)
Стоп-кадр из фильма "Бедный, бедный Павел" (реж.В.Мельников)

Захотелось пересмотреть. Пойду

Жизнь больше, чем ЕГЭ, даже если это ЕГЭ по истории