Железнодорожники получат вместо «айфонов» импортозамещённые российскими умельцами китайские «андроиды».
В РЖД в очередной раз напомнили всем о своей программе по замене забугорных технологий отечественными разработками. На сей раз речь идёт о достаточно крупной закупке смартфонов, работающих на операционной системе «Аврора». Реализуют этот проект в два этапа. Первый завершился в прошлом году, когда перевозчик закупил 7 тысяч «трубок». В 2024 ЖД-компания ждёт партию ещё в 9 тысяч. Сумма контракта — 600 млн руб.
Эксперты в сферах транспорта и IT рассказали Vgudok, что переход железнодорожников на импортозамещённое ПО — процесс понятный и неизбежный. И главное, чтобы отечественные аналоги привычной техники не стоили, как чугунный мост, и были хорошо защищены от внешнего воздействия, то есть хакерских атак.
Первые по-настоящему отечественные «мобильники» достанутся не всем железнодорожникам. В первую очередь ими оснастят проводников (в ФПК работает более 27 тысяч проводников, это касается пиковых отрезков, особенно летнего периода — прим. ред.), и что характерно, тоже не всех подряд. Гаджеты с «Авророй» выдадут встречающим людей работникам, которые проверяют билеты и документы у пассажиров.
Проводников монополия готова переводить на российское программное обеспечение. Оно должно полностью защищать все персональные данные. Поскольку утечка этой информации в больших объёмах является уголовным делом, рассказал vgudok.com специалист на рыке пассажирских перевозок:
«Вопрос по качеству мобильной связи, скорее, тут не связан с теми устройствами, которые будут работать. Тут надо смотреть на качество связи на всей сети РЖД. Если же говорить о применении гаджетов, то, конечно же, проводникам придётся переобучаться, но в этом ничего критического нет».
Всех и всегда интересует даже не качество электроники, а в первую очередь стоимость. И вроде как те же мобильные телефоны можно было приобрести простым смертным в магазинах ещё в 2023 году. Доступной была модель R570E российского холдинга Fplus. В рознице R570E с Android стоил 28,5 тыс. руб., а с «Авророй» — 15 тыс. руб. Однако если суммарные затраты на тендер РЖД составят упомянутые 600 млн руб., то цена одного устройства составит около 37,5 тыс. руб. То есть каждый смартфон будет дороже аналогов с «андроидом».
Сам телефон, который выдадут проводникам, работает (или должен по инструкции это делать) в широком диапазоне температур, он влагонепроницаем, а также оснащён противоударным корпусом. Репортёры vgudok.com перепроверили информацию и удостоверились, что цена на гаджет не выросла и не упала, и по-прежнему составляет 14 990 рублей в комплекте с наушниками. Мы связались с компанией, в которой можно купить такой смартфон.
«Аврору» достаточно часто покупают. Информацию по смартфону можно найти в сети. Понятно, что в процентном соотношении это будет где-то ¼ от всех основных продаж. Связано это с тем, что берут его в основном только программисты. Им интересно, что гаджет на операционной системе Linux.
Это им помогает в профессиональной деятельности.
На данный момент можно утверждать, что такой телефон больше для профессионалов, а не для общего пользования. Но, говорят производители, в течение года будет обновление мобильного устройства, которое позволит скачивать различные приложения и добавлять их в гаджет», — рассказали Vgudok продавцы мобильных устройств.
Не так давно ЖД-монополист ввёл запрет на использование смартфонов iPhone. И РЖД не последние, кто решил провести рокировку «яблочной» техники на аналоги. К примеру, крупнейший российский авиаперевозчик, компания «Аэрофлот» весной 2024 года начала внедрять планшеты на ОС «Аврора» за авторством Fplus. Было закуплено 11,5 тыс. планшетов, а весь контракт оценили в 577 млн руб.
То, что об «Авроре» и «родных» мобильниках постоянно напоминают сами РЖД, но при этом операционная система ещё не заработала, понятно. Здесь есть несколько нюансов. Первое — это количество гаджетов. Для того, чтобы обеспечить всех сотрудников «Российских железных дорог» отечественными смартфонами, их должно быть произведено солидное количество. Это хороший заказ для тех, кто этим занимается.
Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO
Второй момент — учитывая, что холдинг является критической инфраструктурой, уровень качества программного обеспечения самих смартфонов должен соответствовать определённым уровням защиты. Помимо того, что быть отечественным, надо, чтобы продукт был очень хорошо защищённым.
В-третьих, надо понимать, что само программное обеспечение должно работать под высокой нагрузкой и в непрерывном режиме. При этом делать это безотказно, рассказал vgudok.com источник на рынке, отслеживающий весь проект с момента его реализации.
«Ясно, что времени после принятия решения о том, что произойдёт переход на такой формат взаимоотношений между компанией и сотрудниками, и с учётом тех задач, которые стоят в области безопасности, прошло очень мало. Поэтому, вполне возможно, что у любого программного продукта есть некие «детские» болезни, которые в процессе реализации потихонечку устраняются.
При этом РЖД про этот проект говорят постоянно, идут определённые анонсы.
Компания старается идти по этому пути, но чисто технически и технологически есть определённые нюансы, которые сдерживают реализацию всего процесса. Тема довольно-таки раскрученная и ожидаемая, но именно от технических служб, их работы, пока не видно реализации поставленной задачи.
Потихоньку этот вопрос решается, но тут надо понимать, что надо всё досконально проработать, а без тех же «детских» болезней в ходе этого процесса не обойтись», — полагает наш собеседник.
Если есть замок, всегда найдётся тот, кто его вскроет. Поэтому говорить, что отечественная система будет на сто процентов защищена от утечки персональных данных, я бы не стал, рассказал vgudok.com эксперт в системе информационной безопасности.
«Но ясно, что задачи, которые ставили перед разработчиками, — это свести к минимуму такую угрозу. В этой части к ним есть доверие. Поскольку и хакерские атаки удачно отбивали и продолжают отбивать, и на фоне тактических событий они всегда себя хорошо проявляют. Я бы здесь, наверное, с высокой долей уверенности говорил, что такие события будут минимизированы», — резюмирует эксперт.
СПРАВКА. ОС «Аврора» — это в прошлом Sailfish Mobile OS Rus. Она разрабатывается с 2016 года и на данный момент проектом занята компания «Открытая мобильная платформа» (дочерняя компания ПАО «Ростелеком»). В прошлом году «Аврору» сильно обновили и, по мнению экспертов, она стала похожа на аналоги от Apple iOS и Google Android.
Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO