Ежегодно 5 августа отмечается Международный день светофора. Именно в этот день в 1914 году в Кливленде (США) на перекрестке 105-й стрит и авеню Эвклида «Американской светофорной компанией» были установлены первые 4 электрических светофора. Светофоры были двухцветными (красный и зеленый) и при переключении издавали звуковой сигнал. Управление светофором было ручным и осуществлялось полицейским, сидящим в специальной будке. Автором конструкции считается инженер Джеймс Хог. Однако еще за два года до него Лестер Вайр из штата Юта разработал светофор с двумя сигналами, как раз с красным и зеленым. Но, к сожалению, не запатентовал его.
Справедливости ради День светофора следовало бы отмечать 10 декабря. Именно в этот день в 1868 году (это не опечатка!) в Лондоне, рядом со зданием Британского парламента, был установлен газово-стрелочный светофор. Он имел две семафорные стрелки и вращающийся газовый фонарь, который в темное время суток подавал сигналы красного и зеленого цветов. Управлялся светофор вручную, изобретателем был специалист по железнодорожным семафорам Джон Пик Найт. Однако просуществовал он недолго. В начале января следующего года газовый фонарь взорвался и ранил управлявшего им полицейского. Конечно, это не прошло бесследно. Остатки светофора демонтировали, и на целых полвека о подобных устройствах не вспоминали. До тех пор, пока электричество не вошло в нашу жизнь повсеместно.
Первые привычные нам трехцветные светофоры с использованием желтого цвета также появились в США. В 1920 году они были установлены в Детройте и Нью-Йорке. Уже через два года они добрались и до Европы. В Париже трехцветные светофоры были установлены на пересечении улицы Риволи и Севастопольского бульвара, а в Гамбурге — на площади Штефанплатц.
В нашей стране первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) на пересечении проспектов Володарского и 25 Октября (ныне — Литейного и Невского проспектов). Изначально он назывался не светофором, а «техническим регулировщиком» и был двухцветным. Причем красный цвет располагался снизу, а вместо зеленого иногда использовался синий. Светофором его стали называть гораздо позже, уже после того, как слово официально вошло в русский язык и попало в Большую Советскую энциклопедию.
Эксперимент с автоматической регулировкой дорожного движения в Ленинграде прошел успешно. Уже в конце того же года первый светофор появился в Москве на углу Петровки и Кузнецкого моста. Еще три года советские власти решали вопрос о целесообразности установки светофоров для регулирования транспортных потоков в других городах страны. В 1936 году появилась Государственная автомобильная инспекция, о чем мы писали совсем недавно, а к концу десятилетия светофоры стали устанавливать повсеместно. В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. И только тогда цвета светофора стали располагаться в привычном нам порядке: красный сверху, а зеленый — снизу.
Со временем идею регулирования дорожного движения с помощью светофоров стали развивать и модифицировать. Появились секции для поворота налево и направо, на отдельные полосы, с обратным отсчетом времени, пешеходные светофоры, с дополнительным звуковым сигналом и т.д. Лампы накаливания стали заменять на светодиоды. Для управления трафиком и прогнозирования пробок во многих городах стали использовать камеры и сложные информационные системы. В зависимости от плотности движения стала автоматически регулироваться длительность горения красного и зеленого на перекрестках с особо интенсивным потоком. Светофоры продолжают развиваться, и следующим логичным шагом может стать внедрение в них систем искусственного интеллекта.
Читайте также:
29 июля — День поворачивания налево
3 июля — День ГАИ
Средняя цена автомобиля с пробегом — больше 1,5 млн руб.
Полтора года лишения прав за скрытые номера не за горами
В какой цвет покрасить автомобиль? Часть 10: в любой, при условии, что он черный