Найти в Дзене
ЧестнаяЙога

Дзен йоги

Один известный дзенский монах, Такуан Сохо, говорил: когда ученик начинает свой путь, горы для него это просто горы, в середине пути горы приобретают различный эзотерический, мистический и сакральный смысл, но когда он заканчивает свой путь, то горы становятся снова горами. В философии дзен конец пути, цель, как и во всей философии древней Индии - это пробуждение, освобождение, которое в разных системах имеет немного разные характеристики. Например буддийская нирвана напирает на то, что нирвана синоним блаженства, а йогический абсолют, на саму иллюзорность природы страданий. Почему же в современной йоге так много эзотерики и мистики? В одной из предыдущих статей (https://t.me/KotovYogaAshtangaYC/54/) я размышлял на тему происхождения йоги как производной гимнастики йогов. Существует ещё одна распространенная версия - тантрическая. Ее придерживается ветвь Шивананды Сарасвати и соответственно его последователи, в том числе Бихарская школа(Сатьянанда). И придерживаются они ее как раз пот

Один известный дзенский монах, Такуан Сохо, говорил: когда ученик начинает свой путь, горы для него это просто горы, в середине пути горы приобретают различный эзотерический, мистический и сакральный смысл, но когда он заканчивает свой путь, то горы становятся снова горами. В философии дзен конец пути, цель, как и во всей философии древней Индии - это пробуждение, освобождение, которое в разных системах имеет немного разные характеристики. Например буддийская нирвана напирает на то, что нирвана синоним блаженства, а йогический абсолют, на саму иллюзорность природы страданий.

Почему же в современной йоге так много эзотерики и мистики? В одной из предыдущих статей (https://t.me/KotovYogaAshtangaYC/54/) я размышлял на тему происхождения йоги как производной гимнастики йогов. Существует ещё одна распространенная версия - тантрическая. Ее придерживается ветвь Шивананды Сарасвати и соответственно его последователи, в том числе Бихарская школа(Сатьянанда). И придерживаются они ее как раз потому, что как Шивананда так и Сатьянанда имели значительный опыт тантрических практик, которые и использовали в дальнейшем при построении своих методов.

Для начала следует разобраться, что такое тантра изначально, так как можно предложить что нео-тантрические течения вряд ли имеют много общего с изначальной системой, так же как и современная нео-йога расходится с первоистоками.

Само название "тантра" происходит из стиля основополагающих текстов этой системы, если в философии буддизма и йоги тексты в основном написаны в формате сутр, то соответственно в тантре в формате тантр. Сутры более академичные, описывают саму философскую систему, последовательно и по законам логики, тантры же более акцентируют на сами практики и повествование иносказательно, с применением нескольких слоев смысла, эзотерики и мистики. Примечательно, что к появлению тантризма в буддизме привели те же механизмы, что и при рождении буддизма из ведической системы - а именно чрезмерный уклон в догматизм и ритуализм родителя.

Исследования указывают на то что более вероятно, что прародителем современной нео-тантры оказывается тантрический буддизм, а основанием для появления хатха-йоги шактийские тантры(индуизм), но всё же обе суб-ветви имели практический во всех смыслах подход, в том числе и активное взаимодействия между собой, в отличии от "родительских" школ, которые были ярыми оппонентами.

Яркий пример на что похожи шактийские тантрические тексты - это текст Хатха-йога-прадипика. Текст описывает систему быстрой реализации через практику подъёма кундалини-шакти, без заострения внимания что это и откуда взялось. Соответственно сам феномен энергетического тела и кундалини даёт уже обширное поле для мистических спекуляций, так как потребность в мистике одна из потребностей ума, а там где спрос..

Но почему же в конце горы оказываются снова горами? - практика, будь то более интенсивная или менее, остаётся внутри базовой родительской системы (йоги) - с ее целями, терминологическим аппаратом и миропредставлением, в котором мистика является аспектом иллюзии. А йога же даёт четкие разделение между средством и целью, ясно подчеркивая, что все инструменты при достижении цели отбрасываются. Что хорошо подчеркивается следующей аллегорией - устранение завесы авидьи, подобно приему лекарства - после излечения болезни нужда в приеме лекарств отпадает.