Найти в Дзене

«Одурманенные» идеями, люди, которые видят только то, что хотят видеть

Оглавление

Поляризация, с которой мы сталкиваемся, породила серию “манифестов по выбору”, которые завоевывают всё больше и больше сторонников и всё больше и больше противников. В этом нет ничего странного. В неспокойные времена мы цепляемся за всё, что дает нам чувство безопасности, каким бы минимальным или иррациональным оно ни было.

«Одурманенные» идеями, люди, которые видят только то, что хотят видеть
«Одурманенные» идеями, люди, которые видят только то, что хотят видеть

Наши мнения становятся всё более радикальными в попытке внести ясность и определенность в хаотичный мир. Мы забываем о цветах и видим всё в черно-белом цвете. Мы спешим с выводами и принимаем “хорошую позицию”. Но всё это порождает опасность: полчища людей, «одурманенных» идеями.

Ужасная зависимость, которую порождают некоторые идеи

Идеи сами по себе обычно не бывают хорошими или плохими. Идея, которая когда-то могла быть замечательной и функциональной, позже может уже не быть таковой. Идея, которая казалась нам фантастической в 20 лет, может не казаться такой замечательной в 40. Точно так же, как меняются люди, меняются общество и культура, поэтому привязанность к определенным идеям может привести к своего рода “опьянению” мышления.

Ум становится «опьяненным», когда он не оставляет места для новых идей. Когда он закрывается от того, что отличается от других, и прячется за Истиной с большой буквы, отрицая всё, что не совпадает с его видением.

Разум становится “опьяненным”, когда он не оставляет места для диалога и сжигает мосты взаимопонимания. Когда вы снова и снова подпитываете себя одними и теми же навязчивыми идеями, размышляете над ними до тошноты, игнорируя другие точки зрения, погружаясь всё глубже и глубже в состояние мотивированного невежества.

Как и в случае с зависимостями, экстремальные и ригидные идеи могут привести к сужению сознания и интересов. Человек, “одурманенный идеями”, становится одержимым этими убеждениями, не видит ничего дальше них, теряет перспективу и начинает клеймить всех, кто их не разделяет, как врагов.

Как и в случае с зависимостями, эти экстремальные идеи вызывают непримиримое отношение. Они отключают логическое мышление и влияют на способность общаться со всеми, кто не входит в эту избранную группу. Подобные идеи создают всё более узкий круг вокруг нас, поэтому в конечном итоге они ограничивают наше развитие как людей и как общества.

Когда идеи идут в одну сторону, а реальность - в другую

Идеи, даже самые лучшие, когда они доводятся до крайности и усиливаются в эхо-камере, в конечном итоге отдаляют нас от реальности. Эти люди, как и наркоманы, в конечном итоге живут в параллельном ментальном мире. Они все больше погружаются в самореферентное мышление, которое не принимает во внимание факты.

В редкие моменты просветления, когда они вступают в контакт с реальностью, которая обычно разнообразна, неопределенна и изменчива, осознание этого оказывается для них слишком болезненным. Затем, как наркоманы, они с ещё большей силой возобновляют свои мысленные рассуждения. Они находят прибежище в своих идеях и ищут поддержки у других последователей, чтобы подтвердить, что они не ошибаются.

Они склонны к конфирмации. Но, сами того не осознавая, они погрязают в идеологической трясине, состоящей из всё более деформируемых убеждений, которые отдаляют их от равновесия и от самой реальности. Конечно, Интернет и социальные сети в частности, усиливают это явление, поскольку они создают изолированные пространства, в которых люди чувствуют себя комфортно, потому что получают информацию, подкрепляющую их идеи, и делятся пространством с людьми, принадлежащими к их группе.

Очевидно, что в конечном итоге люди, “одурманенные” идеями, становятся проблемой как для себя, так и для других. Любая форма мышления, которая не учитывает реальность, игнорирует факты и закрыта для изменений, обречена на неадаптивность.

Как распознать и оставить позади вызывающие привыкание идеи?

  1. Упрощение. Они, как правило, предлагают “четкие” ответы и упрощенные решения сложных проблем, из-за чего не учитывают многомерность, присущую явлениям.
  2. Дуализм. Подобные идеи способствуют поляризованному взгляду на мир. Они сводят реальность к черно-белой картине, без нюансов. Они предлагают только два варианта: правильный или неправильный. Либо ты со мной, либо ты против меня. Промежуточных условий нет.
  3. Они передают уверенность. Они часто принимают форму уверенности, которая препятствует рассмотрению альтернативных точек зрения, тем самым создавая иллюзию безопасности в мире неопределенности.
  4. Сильная эмоциональность. Как правило, они активизируются и подпитываются сильными эмоциями, такими как страх, гнев или ненависть, которые мешают нам ясно мыслить и оценивать значимость дискурса, который они скрывают.
  5. Моральная исключительность. В большинстве случаев аддиктивные идеи порождают чувство морального превосходства, которое радует тех, кто их разделяет, поскольку повышает их самооценку, заставляя поверить, что они обладают абсолютной истиной - а те, кто думает иначе, ошибаются.

Наконец, чтобы избежать влияния этих вызывающих привыкание, упрощенных и экстремистских идей, мы должны понимать, что реальность сложна и неопределенна. Быть внимательными к изменениям, а не цепляться за стереотипы и устоявшиеся идеи - вот что позволит нам лучше реагировать и адаптироваться.

Если мы не сможем развить в себе эту терпимость и гибкость мышления, вполне вероятно, что наши общества, какими мы их знаем, снова придут в упадок, как это уже случалось в прошлом. В конечном счете, история повторяется до тех пор, пока мы не усвоим урок.