Система менеджмента качества (СМК) обеспечивает эффективную работу предприятия в части управления качеством выпускаемой продукции. Для хлебозаводов и других пищевых предприятий внедрение данной системы несет неоспоримую пользу.
СМК может быть сертифицирована по стандарту ISO серии 9000.
Наличие сертификата позволяет участвовать в международных и национальных тендерах.
Построение системы менеджмента качества по указанному выше стандарту основано на соблюдении таких принципов:
- Ориентация на потребителя. Предприятие должно не только знать текущие потребности клиентов, но и иметь представление о том, как изменится спрос на продукцию в будущем, какие факторы влияют и будут влиять на востребованность продукции.
- Лидерство руководителя. Высшее руководство определяет цели и направления деятельности, обеспечивает среду, в которой сотрудники предприятия эффективно используют свой потенциал.
- Вовлечение персонала. Этот принцип позволяет предприятию с максимальной выгодой использовать потенциал своих сотрудников.
- Процессный подход. Предполагает, что деятельностью и ресурсами предприятия управляют как процессом.
- Постоянное совершенствование. Неизменной целью должно стать постоянное улучшение как технологических процессов, так и системы управления.
- Управление взаимоотношениями с поставщиками. Установление взаимовыгодных отношений позволяет соблюсти баланс между краткосрочной прибылью и долговременной выгодой.
- Принятие решений, основанных на фактах. Решения могут быть эффективными только после анализа данных и информации.
Создание и внедрение СМК
Создание системы менеджмента качества рассматривается как процесс, состоящий из совокупности нескольких скоординированных и контролируемых действий. Непосредственно для создания СМК на предприятии назначается представитель руководства, ответственный за разработку СМК. Он созывает команду, принимает решение о привлечении сторонних консультантов.
Центральной частью СМК является служба качества. В ее состав включают отдел технического контроля, метрологическую службу, службу стандартизации, лабораторию и испытательные подразделения (при наличии таких).
Перед началом внедрения СМК проводится обучение персонала по программам в зависимости от специфики деятельности. Соответствующая программа создается при участии сотрудников отдела кадров и сторонних профильных организаций.
Проводится диагностика действующей СМК, в процессе которой определяют, какие ее элементы могут использоваться в новой системе без изменений, а какие необходимо изменить или исключить вовсе. В плане внедрения фиксируются результаты анализов и измерений. После этого определяются необходимые для реализации ресурсы и оформляется запрос на них руководству организации.
План-график по внедрению СМК на предприятии может выглядеть следующим образом:
Помимо штатных инспекторов к внутреннему аудиту могут привлекаться другие сотрудники организации или специалисты со стороны.
Процесс внедрения СМК заключается в проведении проверок, анализов их результативности, разработке мероприятий по улучшению и их внедрению. Цикл повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты требуемые показатели системы менеджмента качества.
Организация контроля качества и безопасности хлебобулочной продукции
Эффективность производства зависит от степени совершенства СМК и технического оснащения. Контроль качества включает в себя:
- Входной контроль. Сырье и материалы, которые не прошли испытания или не соответствуют установленным внутри предприятия нормативам, не используются в производственном процессе.
- Контроль в процессе производства. Каждый хлебозавод имеет внутренние документы, регламентирующие процедуры контроля и испытаний на разных этапах производства.
- Окончательный контроль. Готовая продукция проходит испытания на соответствие фактическим характеристикам и требованиям, которые предусмотрены планом по качеству.
- Санитарно-гигиенический контроль производства продукции.
- Внутренние аудиты. Внутренняя проверка качества проводится специально обученным и подготовленным персоналом в соответствии с документально оформленными процедурами.
Результаты любых проверок оформляются документально и доводятся до сведения руководства. По результатам проверок разрабатываются корректирующие мероприятия, направленные на устранение недостатков.
Приемка СМК осуществляется после стабильного периода функционирования системы на протяжении нескольких месяцев (от 2-х до 6-ти).
Оценка эффективности СМК
Оценка результативности – основной инструмент совершенствования системы менеджмента качества.
Методы определения эффективности в стандартах не регламентируются, поэтому каждый хлебозавод самостоятельно выбирает удобный ему механизм. Наиболее популярной является оценка на основе следующих показателей:
Оценка результативности системы – не разовое действие, а постоянный процесс, повторяющийся через определенные промежутки времени. Важно, чтобы показатели не менялись от аудита к аудиту.
На создание и внедрение системы менеджмента качества, в зависимости от масштаба хлебозавода и его технического и финансового состояния, может уйти 1-3 года.
После приемки СМК возможно прохождение процедуры сертификации и организации работ по дальнейшему совершенствованию системы.
Сертификация пищевой продукции: Альфа Регистр