Найти тему
Торжество православия

После частного суда душа попала в ад, она всё еще имеет шансы на спасение (до Страшного суда), и она всё еще может выбраться из ада

Есть ли пути спасения души из огня ада.

В последние годы много написано о вопросе всеобщего спасения.

В частности, поскольку (согласно отцам церкви) Бог есть Добро, и все человеческие решения изначально стремятся к Благу, как возможно, что проклятые могут знать Бога как Добро и, тем не менее, не быть привлеченными к Нему?

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений, обстоятельств: все промыслительно. Замечайте события вашей жизни. Во всем есть…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов преподобного, https://t.me/molitvaikona/11717 .

Кроме того, как насчет стихов, которые предсказывают время, когда Бог будет «всем во всем» (1 Кор. 15:28) и Он «соберет все во Христе» (Еф. 1:10)? Как они согласуются с тем, что некоторые будут навечно прокляты?

Что становится с теми, у кого никогда не было возможности услышать Евангелие? Разве не несправедливо, что у них нет возможности покаяться и уверовать?

Если чья-то судьба предопределена смертью, то о чем мы просим, когда молимся об усопших?

Это большие вопросы, и о каждом из них можно многое сказать. Может показаться дерзким, рассматривать их все в одной статье, поскольку неизбежно то, что будет сказано о каждом из них, будет недостаточным. Тем не менее, есть некоторая ценность в том, чтобы отступить назад и попытаться увидеть общую картину. Не пытаясь сделать окончательный вывод, я выскажу здесь некоторые мысли, которые, надеюсь, могут оказаться полезными.

-2

Взгляд отцов и наш собственный.

Если обратиться к отцам церкви с этими вопросами, то станет очевидным то, что отцы не считали их столь актуальными, как мы сегодня. Подобно тому, как они считали само собой разумеющимся, что некоторые будут осуждены навеки, они предполагали, что не может быть и покаяния после смерти, по крайней мере того радикального, «глубокого», необходимого для христианской жизни. Однако по большей части они просто констатируют это как факт, который ясен на основании Писания, не исследуя его дальше.

Правда, есть частичное исключение из этого правила у людей с универсалистскими тенденциями, таких как Ориген и святой Григорий Нисский. Однако более пристальный взгляд показывает, что их опасения зачастую сильно отличались от наших. Григорий, в частности, считает столь же очевидным, как и другие отцы, что покаяния после смерти быть не может. Обсуждая притчу о Лазаре и богаче в книге «О душе и воскресении», он описывает непреодолимую пропасть, созданную выбором, который мы делаем в этой жизни:

Это «пропасть», которая происходит не от разлома земли, а состоит из тех решений в этой жизни, которые разделены на противоположные склонности. Ибо всякий, кто однажды избрал наслаждение в этой жизни и не излечил своего безрассудства покаянием, делает недоступной для себя страну будущего добра, ибо выкопал сам собою эту нестерпимую необходимость, как зияющую и непреодолимую пропасть.

Когда позже в той же работе он переходит к мысли о возможности всеобщего спасения, примечательно, как мало он говорит о покаянии. Сначала он предлагает аналогию с вытаскиванием раздавленного и искалеченного человека из-под обломков здания. Точно так же и нечестивцы будут спасены, когда Бог «вытащит то, что принадлежит Ему» из обломков, которые они сделали из своих собственных душ. Затем Грегори предлагает еще одну аналогию с тем, как можно счистить глину, налипшую на веревку, резко протянув веревку через узкое отверстие. В обоих случаях он подчеркивает, что действие происходит извне и переживается самими нечестивыми как мучение.

В раннехристианской мысли можно наблюдать определенный рост понимания сошествия Христа в ад. I Петр определяет тех, кому Христос проповедовал, как «духов в темнице, которые прежде не повиновались, когда терпение Божие ожидало во дни Ноя» (3:19-20, RSV). Если принять это за чистую монету, это относится только к тем, кто жил во времена Потопа. Несколькими стихами позже Петр говорит в более широком смысле о Евангелии, проповедуемом «мертвым» (4:6), но это может быть просто намеком на предыдущее утверждение.

-3

Однако уже в первые века было широко распространено мнение, что Христос проповедовал по крайней мере всем праведникам Ветхого Завета, а возможно, и праведным язычникам. Аудитория его проповеди описывается по-разному: «патриархи и пророки» (Евангелие от Никодима 18:1), «Адам и все святые, [которые] последовали за ним» (24:2), «Адам и все бывшие с ним» (Евангелие Варфоломея 9) и «праведники и пророки» (Послание Апостолов 27).

Климент Александрийский более определенно утверждает, что среди тех, кто был спасен от ада, были «те, кто жил в праведности согласно Закону и философии, чья жизнь была выдающейся после покаяния в своих преступлениях »(Стромата 6.6.45). Таким образом, он называет спасенных праведниками, как среди иудеев, так и язычников.

Без сомнения, говоря это, Климент предполагает, что это касались и только праведников, ибо иначе не было бы смысла устанавливать такое ограничение. Св. Иоанн Златоуст делает это более явным. Он отмечает, что слова Христа о том, что в Судный день земля Содома и Гоморры будет более терпима, чем города, отвергающие Его учеников, подразумевают, что, по крайней мере, многие из жителей Содома и Гоморры все еще ожидают суда. Соответственно, сошествие Христа «указывает на уничтожение силы смерти, а не на освобождение от грехов тех, кто умер до Его пришествия». Спаслись при его сошествии те, кто не поклонялся идолам и «знал истинного Бога», хотя и не знал Христа (Проповеди на Матфея 36,3).

Такого же мнения придерживается и святитель Максим Исповедник. Однако он идет еще дальше, предполагая, что многие из тех, кто погиб не только во время Потопа, но и в Вавилонской башне, в Содоме и во время казней в Египте – группы, среди которых, несомненно, было много идолопоклонников, – в конечном итоге были спасены, когда они ответили с верой к проповеди Христовой (Фалассию 7,2).

Святой праведный Иоанн Кронштадский учит: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Нее – достойно и праведно. Она – всемилостивая…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение учения праведного Иоанна, https://t.me/molitvaikona/11660.

Для наших целей важным моментом является то, что какой бы ответ ни был дан, он определялся характером, который умерший сформировал в течение своей земной жизни. Ответить верой, несомненно, означало покаяние, но покаяние было «слабым» в том смысле, что оно просто требовало отвержения и отрицания ошибок, совершенных по неведению. Как подробно показал митрополит Иларион, существовало широкое согласие, что сюда не вошли все находившиеся в аиде, ибо некоторые за время земной жизни так сформировали свой характер, что, даже когда они, наконец, услышали Евангелие, они не уверовали.