Найти тему
Стервочка на пенсии

Тяни-Толкай. Спорный инклюзив

Оглавление

Все мы под Богом ходим и в сложной жизненной ситуации может оказаться каждая семья. Как быть тем, у кого в семье родились дети с особенностями развития - учить их в индивидуальном порядке или отправить в обычную школу?

Явно постановочный снимок, уж больно детки нарядны и опрятны, фото из свободных источников
Явно постановочный снимок, уж больно детки нарядны и опрятны, фото из свободных источников

Наше российское министерство образования предлагает выход - инклюзивное образование. Это система, при которой дети с особенностями развития учатся наравне с обычными детьми. Система нужная и правильная.

В основе своей - это процесс, когда ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Законодательно такую систему образования закрепили в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году.

Но вернемся к детям. В нашем городе, как и в любом другом, работает детское дошкольное образовательное учреждение для ребятишек, имеющих особенности развития. Все продумано и удобно: помещения находятся на первом этаже, есть отдельный вход с большим холлом и просторной раздевалкой, где детям и их родителям (и нянечкам-воспитателям) вполне комфортно переодеться, подготовить ребенка к нахождению в ДОУ или к прогулке/ путешествию домой. Кстати, мест в нем мало, есть нехилая такая очередь из желающих туда попасть. Соотношение (примерно) 1 : 3. Но дети растут и рано или поздно покидают сказочный домик детства. Перед родителями встает вопрос общего образования. И они идут в школы, иногда мало приспособленные для детей с особенностями развития.

Дети учатся общаться, сопереживать, жить рядом с маломобильными (и не только) сверстниками. Ребятишки на бытовом уровне понимают, что все мы - одинаковы и все равны, но для некоторых из нас сложны в исполнении самые простые действия, обычные и привычные настолько, что становятся незаметными: подняться или спуститься по лестнице, перейти через дорогу, зайти или выйти в магазин или аптеку. Они помогают своим одноклассникам переместиться (БЛИН! - просто переехать) из одного класса в другой, с первого этажа - на третий, с третьего - на второй и так далее. В классе детей много и для одноклассников такие путешествия быстро становятся рутиной, нормой. И это здорово, тут инклюзив работает на все 100%.

А теперь посмотрите на расстояние между партами.... Снимок явно сделан в российской школе. Фото из  свободных источников
А теперь посмотрите на расстояние между партами.... Снимок явно сделан в российской школе. Фото из свободных источников

Глядя на некоторые пандусы мне хочется плакать. У сетевых магазинов еще ничего, площади позволяют сделать подъем плавным, пусть и с поворотами. В некоторых школах есть удбные лестничные пролеты: более пологие, с низкими ступеньками, а вот в подъездах - это что-то! Те, кто это проектировал, сам пробовал спуск-подъем собственноручно, в инвалидном кресле? По нему спуститься здоровому человеку - это риск. Как это сделать маме с коляской, в которой вообще-то живой маленький  нездоровый человек, или тому же взрослому инвалиду-колясочнику - вообще большой вопрос.

Что представляют собой подъездные «пандусы»? Два узких стальных уголка или реже - швеллера, приваренные друг к другу и к перилам. Со швеллерами, с достаточной шириной профиля перекладины перевернутой буквы «П» удобнее - колеса не застрянут, не соскочат, но они дороже, и их работники ЖКУ используют реже, чем простой и удобный, читай - дешевый, а то и бывший в употреблении, уголок. Угол подъема лестничных пролетов - 45`, вес коляски + вес ребенка = около 40 кг. И это примерно, ибо все коляски и дети имеют вес разный, дети растут, а бывает и полгода зимы в России, когда одеваться нужно тепло. Нифига себе фитнес! А в школу дети ходят каждый день....и в школе они тоже ходят (ездят).

Смотрим, куда указывает красная стрелочка. Личное фото
Смотрим, куда указывает красная стрелочка. Личное фото

Но пардон! Особенности развития все же, положа руку на сердце, бывают разные: нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы нельзя ставить на одну доску с нарушениями ментальными, неврологическими. Дети маломобильные или с ограничениями в слухе-зрении сильно отличаются от детей с метальными нарушениями. Ох уж эта мне толерантность! Неужели так трудно решиться называть вещи своими именами, без па «марлезонского балета»?

Инклюзивное образование - одно на всех. И на детей с нарушениями развития оно распространяется точно так же. Прошу не кидать в меня тапками, но далеко не все одноклассники и их родителя с этим готовы смириться.

Надо сделать что-то, что мальчику делать не хочется, например, проверить зрение, обратите внимание, мальчика держит медбрат или мужчина-санитар, фото из свободного источника
Надо сделать что-то, что мальчику делать не хочется, например, проверить зрение, обратите внимание, мальчика держит медбрат или мужчина-санитар, фото из свободного источника

Школа - это место для обучения: тихо должно быть в классе. Чтобы каждый ученик слышал учителя, мог задать вопрос, ответить у доски или с места. Конечно, идеальной тишины не бывает, но то, что приходится испытывать детям в инклюзивных классах с детьми умственноотсталыми с ментальными диагнозами литературному языку не подчиняется. Социальное взаимодействие и поведение их непредсказуемы, хотя и описаны. Ноговорить о них не принято - нетолерантно, оказывается. Знаете, как реагируют дети с аутизмом на надоевшую или непонятную тему урока, шум, голос учителя (не всегда спокойный и музыкальный), банальные духоту, сквозняк, жару, прохладу или усталость?

Обычная реакция на скрип мела по доске, фото из свободного источника
Обычная реакция на скрип мела по доске, фото из свободного источника

Они могут схватить одноклассницу за волосы и сильно потянуть, начать бегать по классу, сбрасывать с парт все, что находится поблизости или в зоне досягаемости, кричать (вопить так, что уши закладывает), раздеваться (не до белья даже - абсолютно). И учитель ничего, абсолютно ничего не может с этим поделать! Он - учитель, а не медсестра или доктор. Идет учебный процесс - рутинный урок, на котором он обязан донести до 25 человек тему, разобрать ее «по косточкам», проверить уровень подготовки к занятию, выполнение домашнего задания и еще много чего другого, о чем родители даже не задумываются. Для хорошего педагога урок рассчитан даже не по минутам - по секундам. И время на шутки, одергивание расшалившихся оболтусов и отвлеченные рассуждения туда тоже заложены. Только нет там времени на успокоение буйных.

Он устал, ему надоело слушать, фото из свободного источника
Он устал, ему надоело слушать, фото из свободного источника

Вопрос с тьюторами (сопровождающими) школьников с ментальными проблемами в маленьких городах (и больших школах) - сложный и запутанный. Педагогов-психологов катастрофически не хватает. Получив соответствующее образование они предпочитают индивидуальную почасовую терапию - эта профессиональная деятельность в разы выгоднее и спокойнее. Часто работу тьютором выполняют мамы самих детей. Она помогает ребенку быстрее успокоиться, переведет его в другую ауддиторию, объяснит дома простыми словами (если сумеет) то, о чем учитель говорил на уроке. Вы верите в то, что это может сделать непрофессионал? Я - нет!

Фото  из свободного источника
Фото из свободного источника

Замордованная до последней степени женщина (мужчины часто не выдерживают такого напряжения и оставляют семью) может дотянуть школьника максимум до 5 класса. А потом - все. Ее знаний и сил просто недостаточно для того, чтобы усвоить программу, которая этому ребенку просто не нужна!

Читать - считать - писать он с горем пополам научился, а уравнения фукций или сложносочиненные предложения ему неподвластны. Так нужна ли эта мука всем тем, кто находится в одном классе с таким ребенком: учителям-предметникам, администрации, одноклассникам? И не надо убеждать общественность, что уровень поведения, толерантности, дружбы и обучаемости в таких классах соответствует обычному. Лукавство это.

И не пора ли вернуть на круги своя централизованную систему образования для детей с задержкой развития? Тяни-Толкай в образовании, увы не работает.

Спорить, высказывать свое мнение я прошу дипломатично, без оскорблений и угроз. Сделать это можно, подписавшись на канал.