Все мы под Богом ходим и в сложной жизненной ситуации может оказаться каждая семья. Как быть тем, у кого в семье родились дети с особенностями развития - учить их в индивидуальном порядке или отправить в обычную школу?
Наше российское министерство образования предлагает выход - инклюзивное образование. Это система, при которой дети с особенностями развития учатся наравне с обычными детьми. Система нужная и правильная.
В основе своей - это процесс, когда ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Законодательно такую систему образования закрепили в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году.
Но вернемся к детям. В нашем городе, как и в любом другом, работает детское дошкольное образовательное учреждение для ребятишек, имеющих особенности развития. Все продумано и удобно: помещения находятся на первом этаже, есть отдельный вход с большим холлом и просторной раздевалкой, где детям и их родителям (и нянечкам-воспитателям) вполне комфортно переодеться, подготовить ребенка к нахождению в ДОУ или к прогулке/ путешествию домой. Кстати, мест в нем мало, есть нехилая такая очередь из желающих туда попасть. Соотношение (примерно) 1 : 3. Но дети растут и рано или поздно покидают сказочный домик детства. Перед родителями встает вопрос общего образования. И они идут в школы, иногда мало приспособленные для детей с особенностями развития.
Дети учатся общаться, сопереживать, жить рядом с маломобильными (и не только) сверстниками. Ребятишки на бытовом уровне понимают, что все мы - одинаковы и все равны, но для некоторых из нас сложны в исполнении самые простые действия, обычные и привычные настолько, что становятся незаметными: подняться или спуститься по лестнице, перейти через дорогу, зайти или выйти в магазин или аптеку. Они помогают своим одноклассникам переместиться (БЛИН! - просто переехать) из одного класса в другой, с первого этажа - на третий, с третьего - на второй и так далее. В классе детей много и для одноклассников такие путешествия быстро становятся рутиной, нормой. И это здорово, тут инклюзив работает на все 100%.
Глядя на некоторые пандусы мне хочется плакать. У сетевых магазинов еще ничего, площади позволяют сделать подъем плавным, пусть и с поворотами. В некоторых школах есть удбные лестничные пролеты: более пологие, с низкими ступеньками, а вот в подъездах - это что-то! Те, кто это проектировал, сам пробовал спуск-подъем собственноручно, в инвалидном кресле? По нему спуститься здоровому человеку - это риск. Как это сделать маме с коляской, в которой вообще-то живой маленький нездоровый человек, или тому же взрослому инвалиду-колясочнику - вообще большой вопрос.
Что представляют собой подъездные «пандусы»? Два узких стальных уголка или реже - швеллера, приваренные друг к другу и к перилам. Со швеллерами, с достаточной шириной профиля перекладины перевернутой буквы «П» удобнее - колеса не застрянут, не соскочат, но они дороже, и их работники ЖКУ используют реже, чем простой и удобный, читай - дешевый, а то и бывший в употреблении, уголок. Угол подъема лестничных пролетов - 45`, вес коляски + вес ребенка = около 40 кг. И это примерно, ибо все коляски и дети имеют вес разный, дети растут, а бывает и полгода зимы в России, когда одеваться нужно тепло. Нифига себе фитнес! А в школу дети ходят каждый день....и в школе они тоже ходят (ездят).
Но пардон! Особенности развития все же, положа руку на сердце, бывают разные: нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы нельзя ставить на одну доску с нарушениями ментальными, неврологическими. Дети маломобильные или с ограничениями в слухе-зрении сильно отличаются от детей с метальными нарушениями. Ох уж эта мне толерантность! Неужели так трудно решиться называть вещи своими именами, без па «марлезонского балета»?
Инклюзивное образование - одно на всех. И на детей с нарушениями развития оно распространяется точно так же. Прошу не кидать в меня тапками, но далеко не все одноклассники и их родителя с этим готовы смириться.
Школа - это место для обучения: тихо должно быть в классе. Чтобы каждый ученик слышал учителя, мог задать вопрос, ответить у доски или с места. Конечно, идеальной тишины не бывает, но то, что приходится испытывать детям в инклюзивных классах с детьми умственноотсталыми с ментальными диагнозами литературному языку не подчиняется. Социальное взаимодействие и поведение их непредсказуемы, хотя и описаны. Ноговорить о них не принято - нетолерантно, оказывается. Знаете, как реагируют дети с аутизмом на надоевшую или непонятную тему урока, шум, голос учителя (не всегда спокойный и музыкальный), банальные духоту, сквозняк, жару, прохладу или усталость?
Они могут схватить одноклассницу за волосы и сильно потянуть, начать бегать по классу, сбрасывать с парт все, что находится поблизости или в зоне досягаемости, кричать (вопить так, что уши закладывает), раздеваться (не до белья даже - абсолютно). И учитель ничего, абсолютно ничего не может с этим поделать! Он - учитель, а не медсестра или доктор. Идет учебный процесс - рутинный урок, на котором он обязан донести до 25 человек тему, разобрать ее «по косточкам», проверить уровень подготовки к занятию, выполнение домашнего задания и еще много чего другого, о чем родители даже не задумываются. Для хорошего педагога урок рассчитан даже не по минутам - по секундам. И время на шутки, одергивание расшалившихся оболтусов и отвлеченные рассуждения туда тоже заложены. Только нет там времени на успокоение буйных.
Вопрос с тьюторами (сопровождающими) школьников с ментальными проблемами в маленьких городах (и больших школах) - сложный и запутанный. Педагогов-психологов катастрофически не хватает. Получив соответствующее образование они предпочитают индивидуальную почасовую терапию - эта профессиональная деятельность в разы выгоднее и спокойнее. Часто работу тьютором выполняют мамы самих детей. Она помогает ребенку быстрее успокоиться, переведет его в другую ауддиторию, объяснит дома простыми словами (если сумеет) то, о чем учитель говорил на уроке. Вы верите в то, что это может сделать непрофессионал? Я - нет!
Замордованная до последней степени женщина (мужчины часто не выдерживают такого напряжения и оставляют семью) может дотянуть школьника максимум до 5 класса. А потом - все. Ее знаний и сил просто недостаточно для того, чтобы усвоить программу, которая этому ребенку просто не нужна!
Читать - считать - писать он с горем пополам научился, а уравнения фукций или сложносочиненные предложения ему неподвластны. Так нужна ли эта мука всем тем, кто находится в одном классе с таким ребенком: учителям-предметникам, администрации, одноклассникам? И не надо убеждать общественность, что уровень поведения, толерантности, дружбы и обучаемости в таких классах соответствует обычному. Лукавство это.
И не пора ли вернуть на круги своя централизованную систему образования для детей с задержкой развития? Тяни-Толкай в образовании, увы не работает.