Найти тему
Умная Коллекция

Современные аспекты коллекционирования: как живут коллекционеры XXI века

Оглавление

Портрет современного коллекционера искусства, безусловно, далек от образа мецената предыдущих столетий. И, несмотря на попытки потомственных коллекционеров сохранять привычную элитарность этого занятия, искусство просачивается в массы, а его собирательство как хобби становится все более доступным и популярным далеко за пределами творческой и интеллектуальной среды.

Предметы искусства в интерьере. Источник https://colodu.club/42319-predmety-iskusstva-i-kollekcii-v-interere.html
Предметы искусства в интерьере. Источник https://colodu.club/42319-predmety-iskusstva-i-kollekcii-v-interere.html

Тренд на доступность искусства стал одним из самых заметных явлений последних десятилетий, а с ростом влияния средств массовых коммуникаций и возможности дистанционно посещать галереи, отсматривать каталоги или вовсе напрямую выходить на контакт с авторами, он усилился многократно. Согласно исследованиям именно вложения в искусство занимают лидирующую позицию среди так называемых passion investments («вложения в страсть»), а само искусство коллекционирования давно отошло от стереотипических наслоений предыдущих веков, представляя нам совершенно новый образ коллекционера, коллекционера XXI века.

Как XXI век изменил формат коллекционирования?

Во-первых, это технологии дистанционного взаимодействия. В 2000 году один из старейших аукционных домов Sotheby’s (основан в 1744 году) принял решение проводить торги в Интернете. Далее прогрессивная идея захватила и остальных мастодонтов рынка. Сегодня назначить свою цену и приобрести то или иное произведение можно не выходя из дома и из любой точки планеты.

Во-вторых, развитие социальных сетей. Современный художник, чем бы он ни занимался, имеет один или несколько аккаунтов, которые максимально полно и открыто презентуют его работы, транслируют размышления и идеологию, стиль и образ жизни, одним словом, раскрывают его личность перед широкой аудиторией. Это, безусловно, сокращает дистанцию между художником и зрителем: любой человек может свободно выказать свое восхищение, или, напротив, оставить колкий критический комментарий, сделать заказ или купить уже готовую картину. Для этого, опять же, не нужно жить в одной стране или даже на одном материке. Современные собиратели искусства ежедневно просматривают дайджесты и аккаунты любимых художников, подписываются на рассылки, получают информацию быстро и из первых рук.

В-третьих, финансовая доступность искусства. Существует огромное количество арт-площадок, агрегаторов, локальных аукционов, галерей, где молодые художники могут выставлять свои работы. Сегодня быть коллекционером – вовсе не значит вкладывать миллионы в приобретение искусства. Молодое, доступное искусство, привлекает таких же молодых покупателей. При этом грамотно выбранный объект со временем, разумеется, вырастет в цене.

В-четвертых, галеристы, которые без устали рыщут в поисках ценных работ, выставляя их на суд (и продажу) широкой аудитории. Галереи – самые азартные коллекционеры, ведь найти и представить у себя достойные экземпляры искусства, провести необходимые экспертизы, а затем обогатить такого же страстного частного собирателя – высшая форма наслаждения. Галереи поддерживают карьеру художников, активно участвуя в развитии их таланта, что, в целом, гарантирует последующую монетизацию коллекции.

В-пятых, инвестиционная составляющая коллекционирования отходит на второй план, уступая место эмоциональному, чувственному выбору. Когда решение принимается в пользу той работы, что вызвала реакцию сердца, запала в душу, с которой «случилась любовь». Современная коллекция – это, в первую очередь, отражение вкуса, эстетического и духовного восприятия мира ее хозяина. Хотя, без сомнения, здорово, когда коллекция рождается из концепции: эпохи или стиля, формы или цвета. Наверно, именно по этому критерию можно отличить осознанную коллекцию от импульсивного собрания понравившихся произведений.

В-шестых, сегодня быть коллекционером вовсе не значит быть глубоким знатоком искусства, идеально разбираться в его истории и теории, обладать энциклопедическими знаниями. Насмотренность – едва ли не самое важное качество, которое должно быть у коллекционера. Посещать оффлайн и онлайн художественные мероприятия и выставки, изучать электронные каталоги, тренировать память и развивать вкус, учиться у более опытных коллег, стараться сформировать вокруг себя сообщество людей со схожими интересами, чтобы свободно обмениваться информацией и опытом. Но делать все это легко и исходя из внутреннего отклика, искать то, на что захочется смотреть вечно.

А как же престиж классического коллекционирования?

А как же в этом подвижном, переменчивом и открытом мире искусства живут приверженцы классического подхода к коллекционированию, нередко потомственные аристократы, коллекционеры изделий высочайшей пробы?

В США и Европе коллекционирование и по сей день носит глубоко элитарный характер закрытого клуба, членство в котором определяется происхождением, качеством карьеры, связями и властью, и куда невозможно попасть «с улицы». Коллекционеры ранга Лаудеров (братья-наследники косметической корпорации Estee Lauder), всю сознательную жизнь собирающие искусство, имеют свою «специализацию» (например, модерн, кубизм). Они направляют колоссальные суммы на развитие музеев, отдают в дар части своих собраний. Так, Леонард Лаудер пообещал музею Метрополитен свою коллекцию кубистического искусства (Пикассо, Брак, Глисс, Леже), оцененную более чем в 1$ млрд. Как и раньше, меценатская деятельность этих людей поддерживает мировое культурное наследие.

Однако география коллекционирования меняется и расширяется. С каждым годом стремительно увеличивается число авторитетных коллекционеров-выходцев из стран бывшего Советского Союза (В. Пинучук, Р. Абрамович, Д. Рыболовлев), с Ближнего Востока (династия аль-Тани), Латинской Америки (Карлос Слим Элу), Юго-Восточной Азии (Харянто Адикеосоемо). Число же европейцев и американцев в рейтингах самых влиятельных собирателей искусства постепенно сокращается.

Коллекционирование премиального искусства остается весьма привлекательным для инвестиций даже на фоне глобальных финансовых кризисов. Рынок искусства растет постоянно, достаточно оценить ежегодные обороты аукционных домов Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury & Co. Например, у Sotheby’s годовой итог в 2021 сложился из $6 млрд аукционного оборота и $1,3 млрд частных продаж. Количество сделок в рамках от $5 млн до $50 млн выросло у этого аукционного дома чуть ли не вдвое. Самым активным остается раздел искусства ХХ века и современного искусства: на его долю приходится $4,3 млрд суммарного оборота. Среди покупателей встречаются те, чьи коллекции оцениваются в несколько млрд долларов.

Что в основном покупают коллекционеры в XXI веке?

Пожалуй, можно выделить две основные стратегии: инвестиции в проверенное и стабильное искусство XX века (и раньше) и покупка современного искусства. По статистике лидирует современное искусство, далее модерн, импрессионисты, кубизм. В трендах современного – Африка и женское искусство, которые экспоненциально растут в цене, а также Япония и мультикультуризм. Набирает обороты интерес к уличному и молодому искусству: в 2021 году работы авторов до 35 лет улетали за баснословные деньги.

Оригинальный текст https://smartcollection.art/stati/sovremennye-aspekty-kollekczionirovaniya-kak-zhivut-kollekczionery-xx-veka/