«Кто движим извне – не живет»
Было бы неправильно, имея в девизе канала прямую цитату, ничего не сказать об ее авторе.
Майстер Экхарт родился неприлично давно – в 1260 году, когда до интеллектуального взрыва Ренессанса было почти полтора века.
Кстати, Майстер – это не имя. Это статус – Мастер. Человек, получивший высшее богословское образование (тогда другого не было), и имеющий право преподавать, читать лекции и проповедовать.
Экхарт происходил из рыцарского рода Хохгеймов. Правильно его было бы именовать Eckhart von Hochheim. Но прославился он не на поле брани, потому и будем называть его просто Мастер.
Интеллектуальное наследие Майстера Экхарта не то, чтоб велико по объему – оно велико по сути. Шопенгауэр точно определил, в чем это величие:
«Теизм, рассчитанный на восприятие массы, помещает источник существования вне нас, как объект; мистика же, а также суфизм, постепенно вводит его на различных ступенях посвящения вновь в нас, как субъект, и адепт с удивлением и радостью узнает в конце концов, что этот источник — он сам. Этот общий для всех мистиков процесс мы находим у Майстера Экхарта, отца немецкой мистики, выраженным в форме предписания для совершенного аскета — “не искать Бога вне самого себя”»
Заметили? Экхарт был первым, кто проторил дорожку к общественному сознанию тому счастливому основанию торжества Европы, именуемого гуманизмом.
Напомню, что гуманизм – это не о «Возлюби ближнего», это мировоззрение, определяющее именно человека мерой всех вещей и замещающее им в центре мироздания всякие вымышленные сущности типа бога или целого их стада.
Так вот, Майстеру Экхарту удалось по тем временам невиданное: с одной стороны, утвердить человека как суверена и субъекта всех социальных процессов, и с другой – не угодить (во всяком случае, при жизни) под анафему (по-моему, до костров в XIII веке еще не додумались). И всё благодаря тому, что оперировал он исключительно религиозными понятиями, такими как, например, Бог и Душа.
Вот с них и начнем. В классической теологии бог создал человека и вложил в него душу. Ну и завертелось.
У Экхарта же бог по сути бездеятельное и безОбразное Ничто. Никак себя не проявлявшее, пока прибывавшая с ним в симбиозе душа вдруг не пожелала выделиться. Тем самым породив Бога в библейском понимании.
Дальше всё просто – целью человеческого бытия является возвращение этого единства, возвращение души к богу. Которое трактуется и как обретение бога, и как избавление от бога (ведь в результате акта воссоединения бог как субъект исчезает), и как становление богом.
Т.е. душа должна перестать быть тварью, она должна при помощи божественной благодати, совершить «прорыв» в праоснову, в Божество, где нет ни твари, ни Творца.
Тот же Шопенгауэр упоминает наивный рассказ о том, как духовная дочь Экхарта, ощутив это преображение, бросилась к нему с радостным возгласом: «Господин, разделите мою радость, я стала Богом!»
Ладно, с богом понятно – он желает возвратиться в благостное состояние созерцания и ничего не делания, в первоначальное Ничто. Но душе человеческой зачем это воссоединение, имеющее все оттенки суицида?
А вот тут надо вспомнить общие положения гностицизма, из которых исходил Майстер Экхарт.
Согласно центральной мифологеме гностицизма Бог-Отец (высшее божественное начало мира, не совпадающее с Богом-Отцом догматического христианства) не сам творит мир, а порождает «второго» Бога, Демиурга, который и осуществляет акт творения.
Но если Бог-Отец является благим и совершенным Богом, то Демиург в силу непредсказуемой «случайности», вмешавшейся в акт его порождения, оказывается богом зла, поэтому он творит злой мир, полный злых существ (архонтов), созданных, чтобы помогать ему.
Человек оказывается последним в цепи этих подручных Демиурга, однако в момент его творения Бог-Отец еще раз выходит из своей полноты (плеромы) и раз и навсегда спасает человека, вложив в него частицу собственной сущности. В результате человек оказывается глубоко антиномичным существом, сочетающим в себе абсолютное зло и абсолютное добро, но одновременно самым «высоким» и могущественным существом в мире, поскольку только он несет в себе сущность Бога-Отца.
Вот эта Божественная искра и влечет душу человека к соединению с богом, и в результате – к замещению бога человеком!
«Когда душа стала тварью, тогда впервые она получила Бога. Когда вновь совлекает она с себя бытие твари, тогда остается Бог перед Самим Собою тем, что Он есть. И это есть высшая слава, которую может душа воздать Богу, предоставив Его Самому Себе и сама став свободной от Него»
Вы уже слышите шелест кожистых крыльев? Да, манихейство рядом. Что же такое Божественная искра как не манихейская частица Света, пребывающая в каждом? Еще раз (не в первый и не в последний) оплодотворило оно ищущую мысль.
Понятая таким образом, философия немецкого мистика оказывается предвосхищением самых радикальных тенденций неклассической философии, вплоть до феноменологии Э. Гуссерля и «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера, в которой самое общее (онтологическое) описание бытия возможно только через феноменологическое описание человека в его основных «экзистенциалах».
Всё, что тебе нужно уже есть в самом тебе. Стоит только стать самим собой. Ибо кто движим извне – не живет.
Да, много мистики, да, исходные утверждения спорны с научной точки зрения. Но не забываем – это XIII (!) век и другого понятийного аппарата тогда еще не было.
Но именно гуманизм Экхарта стал той основой, на которой утвердились действенные идеи Ренессанса, откуда произросли учения Мирандолы, Фичино, Эразма Роттердамского… Откуда пошло величие Европы, столь выдающееся, что позволило спустя много веков поднять вопрос о соответствии человеческому роду всех тех, кто не в состоянии осознать и принять такие «несложные» истины.
И, увы, забвение которых стало причиной наблюдаемого кризиса европейской цивилизации.