Найти тему

Польза феноменологии

Когда-то для процесса эмансипации человека (это про освобождение, а не про гендерное равенство) было важно отнять у религии монополию на мораль. Сегодня важно лишить рационализм и вульгарный позитивизм монополии на истину (на верное объяснение реальности)

Это и было сделано еще сто лет назад. Но сформулировано так сложно, что осталось достоянием, как говорится, узкого круга специалистов.

Правильности мышления учит такая наука, как феноменология. Основные идеи феноменологии изложил Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) в своей работе "Логические исследования".

И, по-моему, в ней он и называл феноменологию не философским учением, а методом, инструкцией для корректного мышления.

Сознание человека напоминает не то мембрану, не то плотину, пропускающую бесполезную с точки зрения субъекта информацию и отфильтровывающую «пищу для ума» (и души), которая в дальнейшем дополнит и модернизирует конструкцию.

Плотина эта строится поэтапно, на протяжении всей человеческой жизни, определяя его интересы, предпочтения и социальное поведение.

Двух одинаковых конструкций сознания не бывает, но все они имеют право на существование, если не нарушают базовые принципы мышления.

В общем, феноменология и есть та методика, тот способ мыслить самостоятельно, при котором субъект не рискует ступить на путь самообмана и избегает конфликта с объективной реальностью.

В чем суть?

Не буду грузить вас необязательными терминами типа «Эпохе» (ударение на «хе»), Интенции и Редукции. Очевидность же оставим, она еще пригодится.

Итак.

Во-первых. Познание надо сосредоточить в мире феноменальном, то есть доступном нашему сознанию. Это та реальность, в которой мы существуем.

Во-вторых. Все явления и события в окружающем мире могут быть поняты только субъективно путем создания собственных представлений (феноменов). Исследователь должен создать феноменологическую модель явления, проверить ее, а также убедиться, что она соответствует миру и нормально работает.

Т.е. человек имеет полное право на самостоятельное конструирование своего видения мира, не опасаясь обвинений в «субъективности». Но при условии, если для этого конструирования он использует «правильные детали» - феномены.

«Феномены суть сложные образования, функционирующие независимо от своей сложности. Сложные моменты сознания вытеснены, но одновременно представлены, упакованы в простых очевидностях самого действующего лица (актора)»

Важнейшее свойство феномена – очевидность. Здесь название достаточно отражает сущность термина. Но, если угодно, можно как у автора: «Любая очевидность есть схватывание самого сущего или так-сущего в модусе “оно само” при полной достоверности его бытия, исключающей, таким образом, всякое сомнение»

Очевидность если совсем просто – это очищенный от всего неочевидного факт.

В качестве примера возьмем явление, без корректного определения которого невозможно понимание событий, творящихся сегодня вокруг Украины.

Я о Майдане.

Вот если подходить феноменологически, мы должны отбросить всякие истории про коварных агентов Госдепа или Кремля, мальчиков в трусах, «москаляку на гиляку», то ли путинских, то ли «западенских» снайперов на Институтской – всё это за пределом очевидности, может было – может нет, может так, а может эдак.

А очевидность, если убрать всю мякоть, такова: Майдан – это массовое выступление граждан Украины, приведшее к свержению президента Януковича и отмене принятых им неконституционных решений.

Вот, собственно всё. Берите феномен и укладывайте его в свою модель видения реальности как угодно – не погрешите против истины.

Теперь все зависит от вашего личного (субъективного) представления о том хорошо или плохо, что народ вмешивается в игру «высших сфер», достаточна ли его компетентность для этого или всё же стоило «довериться профессионалам» и т.п.

Знак можно ставить любой – это, кстати, и есть возращение субъекта в политическую реальность. Если, конечно, в основе его оценки не лежит информация от рептилоидов с Небиру.