Найти тему
образуйся сам

Топ-10 способов геймификации, которые сделают обучение увлекательным

Знаете ли вы топ-10 способов геймификации обучения? Сегодня я решил поделиться наиболее эффективными способами геймификации образовательного процесса, которые активно использую в своей деятельности, они позволяют сделать мои занятия действительно запоминающимися. Мне хочется, чтобы студенты и школьники на занятиях не скучали, а были максимально вовлечены в так называемое состояние потока — когда они не ощущают времени.

На одном из первых своих образовательных форумов понял, что обучение может быть  вовлекающим. Фото с форума УТРО-2019
На одном из первых своих образовательных форумов понял, что обучение может быть вовлекающим. Фото с форума УТРО-2019

С каждым годом я все больше убеждаюсь, что классические занятия уже не работают на основную массу студентов. В интернете молодой человек может найти лекцию топового преподавателя со всего мира, посмотреть ее в ускоренном формате и при помощи нейросети получить краткий пересказ и конспект лекции. Конкурировать с достижениями современного мира обычному преподавателю становится крайне сложно. Тем не менее поиск индивидуального подхода, адресная подача информации и использование современных приемов, включая геймификацию, позволяют организовать действительно запоминающееся и интересное обучение. Сегодня я хочу рассказать о наиболее эффективных и понятных способах геймификации образовательного процесса, которые будут доступны как начинающему учителю школы, так и преподавателю вуза.

Скриншот из Атласа инструментов геймификации. Изображение с сайта https://edt.center-game.com/
Скриншот из Атласа инструментов геймификации. Изображение с сайта https://edt.center-game.com/

Я часто слышу про геймификацию и игрофикацию, но никогда не задумывался, чем же они на самом деле отличаются. Недавно мне в руки попал очень интересный документ — Атлас инструментов геймификации, из которого я узнал, что геймификация — это использование игровых элементов вне игрового контекста. В качестве неигрового контекста выступает обучение, а также приобретение товаров и услуг и многое другое. Геймификация помогает удерживать внимание пользователя и стимулировать их на определенные действия.

Скриншот из Атласа инструментов геймификации. Изображение с сайта https://edt.center-game.com/
Скриншот из Атласа инструментов геймификации. Изображение с сайта https://edt.center-game.com/

Из этого атласа я узнал, чем геймификация отличается от игры. На самом деле у меня уже есть определенный опыт в использовании различных игровых элементов в образовательном процессе, которые я активно применяю, и которые нравятся студентам. А сейчас я хочу рассказать о самых эффективных и доступных способах геймификации обучения.

Инструменты геймификации

1. Интерактивные презентации. У меня есть хобби, связанное с дизайном, и создание презентаций для меня всегда достаточно увлекательно и интересно. Поэтому я стараюсь делать свои презентации интерактивными, чтобы студентам было приятно с ними работать. В презентации я включаю тесты и интерактивные учебники, ссылки. Самое главное — организовать понятный дизайн и удобную навигацию, и тогда презентация начнет работать. Для этого нужно освоить вставку анимаций, гиперссылкок и ссылок на внешние ресурсы. Инструменты: PowerPoint, LibreOffice, OpenOffice, iSpring

Такую презентацию мы разрабатывали в школе Цифровой трансформации
Такую презентацию мы разрабатывали в школе Цифровой трансформации

2. Квизы и викторины. Я обожаю этот элемент геймификации. Практически по каждой дисциплине у меня есть разработанный квиз или викторина. Часто рубежный контроль для студентов я организую именно с помощью квизов. Есть также квизы, которые можно использовать для погружения в новую тему. Для создания квизов можно использовать программы для презентаций или подобрать соответствующий сервис. Обращаю внимание, что при использовании сервисов их нужно обязательно протестировать.

Как-то раз мы организовывали квиз на 250 человек, это было очень круто!
Как-то раз мы организовывали квиз на 250 человек, это было очень круто!

3. Система баллов и магазин. Уже более 5 лет в нашем вузе используется бально-рейтинговая система, и студенты к ней привыкли. Новшеством последнего года стало то, что студенты могут получать баллы за дополнительные активности в университете(акции, субботники, проекты), а затем обменивать их на оценку по дисциплине(не полностью, конечно, а например повысить бал). Конечно, такое решение вызывает определенные споры, но студентам эта идея нравится.
4. Рейтинги и таблицы лидеров. В начале учебного года или семестра я организую таблицу лидеров с помощью онлайн таблицы, а после контрольной точки я обновляю результаты таблицы. Студенты с большим интересом просматривают эту таблицу и стараются получить максимальное количество баллов. Также с помощью этой таблицы можно организовать взаимодействие со студентами: таблица позволяет оставлять комментарии и отвечать на них.

Такую рейтинговую таблицу я использую для студентов
Такую рейтинговую таблицу я использую для студентов

5. Трекеры прогресса и карта обучения. Таблица с баллами у меня представляется как определенная полоса, похожая на трекер прогресса. По этой полосе студенты понимают, на каком этапе они находятся сейчас и сколько еще остается до завершения курса.

6. Значки, бейджи и награды. Этот элемент геймификации очень хорошо подходит для младших классов. За выполнение сложного задания или прохождение промежуточной аттестации можно предусмотреть классные ачивки и значки. Этот элемент геймификации знаком еще со времен скаутского движения.

Это как раз скаутские значки. Изображение с сайта www.ebay.com
Это как раз скаутские значки. Изображение с сайта www.ebay.com

7. Таймеры. Я обожаю этот способ активизации деятельности обучающихся. Он очень помогает на начальных этапах, когда нужно наладить дисциплину в классе. Даешь студентам небольшое задание, устанавливаешь таймер и запускаешь его. Ограничение во времени всегда подстегивает на активную работу, поэтому бездельничать на занятиях уже не получится. Иногда я делю полуторачасовое занятие на временные интервалы с разными видами деятельности — получается достаточно эффективно.

Таймер можно скачать в виде gif-файла, или видео и вставить в свою презентацию. Изображение с сайта tenor.com
Таймер можно скачать в виде gif-файла, или видео и вставить в свою презентацию. Изображение с сайта tenor.com

8. Квесты. В детском технопарке мы практикуем проведение различных квестов, которые помогают превратить процесс обучения в захватывающую игру. Конечно, все обучение невозможно организовать только в виде квестов, но хотя бы один квест в полгода может сделать из занятия настоящее событие. Квест можно сделать и в онлайн-среде, используя презентации или онлайн-документы.

На одном из квестов в музее науки в нашем технопарке
На одном из квестов в музее науки в нашем технопарке

9. Сторителлинг. На занятиях я часто использую приемы драматургии. Добавление сюжетной линии и персонажей, с которыми студенты могут себя ассоциировать, делает обучение более эмоциональным. Студенты начинают сопереживать таким персонажам и лучше включаются в процесс обучения.

Даже взрослым людям нравиться рассказывать истории, фото с занятия на курсах повышения квалификации.
Даже взрослым людям нравиться рассказывать истории, фото с занятия на курсах повышения квалификации.

10. Мультимедийные лонгриды. Этот формат геймификации мне тоже очень нравится. Пару лет назад я заинтересовался ведением блога. На платформе можно публиковать большие статьи с включенными видео, опросами, иллюстрациями и ссылками. Это достаточно для создания классного вовлекающего образовательного контента.

На своем канале размещаю статьи и полезные материалы для своих студентов и слушателей курсов повышения квалификации
На своем канале размещаю статьи и полезные материалы для своих студентов и слушателей курсов повышения квалификации

С полным перечнем элементов геймификации вы можете познакомиться в Атласе инструментов геймификации от компании Center-Game. Помимо описания способов геймификации, в атласе прописаны инструменты для создания вовлекающего обучения и приемы использования нейросетей для разработки таких занятий.

Атлас инструментов геймификации можно скачать по ссылке
Атлас инструментов геймификации можно скачать по ссылке

Компания Game-Center также проводит курсы и мастер-классы и приглашает на образовательный курс, посвященный геймификации образовательного процесса, где можно познакомиться со всеми этапами и инструментами геймификации обучения. Так как я сам занимаюсь проектированием образовательных программ, мне было крайне интересно заглянуть и посмотреть, что внутри подобной программы.

https://edt.center-game.com/gamelearningcours
https://edt.center-game.com/gamelearningcours

Авторы курса детально проработали каждый раздел и выстроили логику обучения геймификации. Конечно, часть тем для меня оказались знакомыми и понятными, но несколько разделов я все же захотел изучить, чтобы мои занятия нравились студентам. Среди таких тем я хотел бы отметить:

  • Как провести исследование, если на него нет денег.
  • Как использовать архетипы персонажей в обучении.
  • Как игровые механики могут моделировать реальность в обучении.
  • Как проводить рефлексию игрового опыта, чтобы он превратился в образовательный результат.

По грамотному формулированию тем занятий можно понять, что программа спроектирована детально и все разделы курса проработаны. Надеюсь, что с этими знаниями я смогу создать более интересные занятия в новом учебном году.

Оставляйте свои комментарии о том, какие из этих элементов геймификации вы используете на своих занятиях.

Подписывайтесь, будем образовываться дальше!